Душевный усилитель
Тест 4-канального усилителя INsoul CS 4.40 SQ

Об усилителях INsoul от нашего челябинского разработчика Вадима Холода я слышал давно, а вот познакомиться с ним самим и его детищем удалось совсем недавно. Вадим – скромный и увлечённый парень, работающий на результат, а не пытающийся громко преподнести продукт в пёстрой маркетинговой обёртке. Лично у меня такое отношение к делу вызывает большое уважение, так что к детальному тесту усилителя приступил с огромным интересом. Ну и, забегая вперёд, ни разу не разочаровался.

Для Вадима всё начиналось как простое увлечение с разработки единичных экземпляров. В какой-то момент об усилителях INsoul заговорили в SQ тусовке, и постепенно дело дошло до полноценного, пусть и пока ещё мелкосерийного производства (впрочем, такие вещи контейнерами в любом случае не грузят).

Примечательно, что на сегодняшний день усилители INsoul хоть и являются готовыми решениями, предлагаются не по принципу «как есть», а сохранили возможность кастомизации. Но об этом – чуть дальше.

Итак, на детальном изучении – 4-канальная модель INsoul CS 4.40 SQ. Его цена может колебаться в небольших пределах в зависимости от комплектации, но за ориентир можно взять отметку 100000 рублей (на момент теста, разумеется).



Первое знакомство, конструктивные особенности



Усилитель во многом необычен, начиная уже с компоновки. На длинную сторону вынесена только сигнальная часть – как входы, так и выходы:



А где питание? А вот оно – на противоположной стороне:



Непривычно, но в этом есть свои плюсы. Как минимум, возможность подальше разнести силовую часть блока питания с сигнальными цепями внутри корпуса. Да и при установке усилителя силовые кабели получаются максимально удалены от межблочных и акустических, пересечения можно свести к минимуму.

Маленькая эстетическая фишка, которую я уже встречал у некоторых производителей, – возможность самостоятельно наклеить логотип, чтобы он не оказался перевёрнутым ни при каком из вариантов инсталла.



Продолжаю разбирать конструктив. Верхняя крышка – из прозрачного тонированного пластика, так что в охлаждении участвует, по факту, только нижняя сторона корпуса и боковые стенки – они выполнены из толстого и массивного алюминиевого листа.

Это важно учесть при инсталле и оставлять для охлаждения небольшой просвет между монтажной поверхностью и нижней стороной корпуса. При вертикальном креплении может оказаться достаточно естественной конвекции, а вот при горизонтальном – лучше озаботиться о принудительной вентиляции. Устанавливать усилитель в перевёрнутом виде – не вариант, нижняя сторона установку «напоказ» не предусматривает.



По правде говоря, такой отвод тепла на нижнюю поверхность корпуса поначалу немного смутил, ведь это усилитель АВ класса, и определённое тепловыделение в нём изначально заложено. Правда, опасения перегрева не оправдались: усилитель греется умеренно. Вижу в этом две основных причины.

Во-первых, INsoul CS 4.40 SQ нацелен на применение в СЧ и ВЧ звене, т. е. большие токи и лютые мощности тут не водятся (хотя дальнейшие измерения показали, что силовой запас всё же достаточный).

Во-вторых, здесь не было стремления загнать усилитель глубоко в класс А и превратить его в обогреватель. Но и в другую крайность никто не собирался впадать. В этом смысле INsoul можно отнести к честному АВ классу. Или, как указывал для своих усилителей один из отечественных брендов, Real Class AB.

Теперь по компоновке входов и выходов. Обратите внимание, каналы сразу обозначены как High и Middle (да и надпись выше намекает, что он как бы ни разу не сабвуферный, а для СЧ/ВЧ звена). Причём входы скомпонованы привычно, т. е. парами левый/правый:



А вот регулировки и выходы разнесены иначе – не левые/правые, а побортно: с каждой стороны по одному выходу High и по одному – Middle. C непривычки можно немного запутаться, будьте внимательней.



Внутренняя компоновка каналов на плате повторяет порядок выходов. Причём, обратите внимание, здесь два блока питания, и они питают каналы тоже не парами левый/правый, а побортыми парами, т. е. один – оба левых канала, другой – оба правых.





Драйверные части выполнены отдельно в виде субплат (ну или, можно сказать, модулей), и их можно менять. Операционники на входах тоже смонтированы в панельках (конкретно в этом экземпляре – OPA2211, тут открывается ещё одно поле для экспериментов).





Усилитель приехал ко мне с модулями Version 2 на операционниках Muses03, но удалось оценить ещё и модули на Muses02 (есть лёгкие отличия в номиналах обвязки).



Блок питания стабилизированный, только не средствами ШИМ, как это обычно делается, а линейной стабилизацией мощными транзисторами. Для усилителя довольно необычно.



Интересен подход к защите. Кратковременные пики сигнала могут «выстреливать» в нагрузку без проблем, но как только сигнал со слишком большим уровнем идёт длительное время – усилитель отключает нагрузку и выключается сам. Это позволяет держать сигнал в безопасных пределах, не доводя до критических искажений, но при этом и не теряя запаса по динамике звучания. Пришлось, правда, повозиться с измерениями, временно обойдя эту защиту, но тут уж вдаваться в подробности не стану.

Кстати, поэтому при вполне взрослой измеренной выходной мощности здесь стоит не слишком крупный предохранитель – на 25 Ампер. В СЧ/ВЧ звене больших токов особо не бывает, так что такого номинала вполне достаточно.



Ну и маленький эстетический штрих – пять светодиодов на плате в районе сменных модулей. Под тонированным стеклом даёт весьма приятный глазу антураж, подсвечивая внутренности. Благо, есть что показать.



Измерение параметров и характеристик



Начну со всеми любимых спектров, хотя в последнее время схожусь к мысли, что их есть смысл смотреть только для оценки характера гармоник – быстро убывают или выстраиваются в «расчёску». В данном случае, скорее, первое – это хорошо. Причём нечётные гармоники явно не в почёте (да и не нужны они нам), на это я бы тоже обратил внимание.



Чуть больше информации даёт график распределения искажений по спектру. В этот раз снял их при мощности 1 и 10 Вт. При повышении уровня сигнала, третья гармоника немного подтягивается, но принципиально это ничего не меняет. Ну разве что на НЧ она вносит больший вклад, но это не так уж и важно – всё равно не самый целевой диапазон этого усилителя (хотя уровень КГИ и не поднимается выше, чем в остальном диапазоне).





Вообще, КГИ ведёт себя довольно стабильно при любом уровне выходного сигнала – усилитель не имеет «проблемы первого Ватта», свойственной АВ-классу, режим которого загнан ближе к классу В. Как раз о чём и говорил чуть выше – работает без откровенного загона в класс А, но и типичных недостатков В класса тоже удалось избежать.



Для тех, кому интересны формальные циферки, – ограничение сигнала наступает при значениях, с запасом покрывающих нужды СЧ/ВЧ звена:

Мощностные параметры INsoul CS 4.40 SQ (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 69 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 87 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 102 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 146 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,08%


А вот дальше обращу внимание на то, что обычно остаётся «за кадром» – полоса пропускания усилителя. Начну с того, что фазовая характеристика на верхнем краю звукового диапазона уплывает не больше нескольких градусов. Это большая редкость и повод повнимательней оценить полосу пропускания и отклик на сложные сигналы.



Чтобы обеспечить такую линейность до 20 кГц, усилитель должен иметь полосу пропускания в несколько раз (фактически, на порядок) выше этой отметки. Так что достаю генератор и осциллограф…

Для начала – просто синус. В качестве отправной точки смотрю сигнал 20 кГц:



Повышаю до 100 кГц. Уровень выходного сигнала не собирается падать, форма сигнала остаётся стабильной:



Продолжаю увеличивать частоту. Только ближе к половине мегагерца становятся более-менее заметны признаки спада усиления:



А примерно в два раза выходной сигнал падает только ближе к отметке 700 кГц…



А что с переходными процессами на сигналах с быстрой атакой? Переключаю генератор в режим меандра (сигнал «прямоугольной» формы с мгновенной сменой уровня и, фактически, моментами, когда сигнал представляет собой «постоянку»).

Опять в качестве отправной точки начинаю с 20 кГц. Большинство усилителей (за исключением совсем единичных случаев) нещадно гадят уже этот сигнал, а тут… Резкие выбросы и переходные процессы? Заваливание фронтов? Не, не слышал. Перефразируя старый мем, «я усилитель простой – подали на вход меандр – воспроизвожу меандр»:



Повышаю частоту. Только на 100 кГц начинают хоть как-то замечаться первые признаки переходных процессов после фронтов. Да и то, если приглядываться:



На 150 кГц наклоны фронтов уже заметнее, но обратите внимание, усиление ещё не падает, да и каких-то критичных переходных процессов тоже не наблюдается. Ну круто же, очень редкая способность.



А что по звуку?



Прослушивание проводил после пары дней «прогрева» усилителя и приехавших вместе с ним операционников (меньше было бы некорректно, больше – уже возможности не было).

Источник – ноут, преобразователь USB-SPDIF на CM6631A и ЦАП на двух PCM1794 от Андрея Сосова (Самара). Регулировка громкости – пассивная, на оригинальном ALPS RK27 Blue Velvet. Межблочных кабелей пробовал несколько – Tchernov Cable, RockQ, Chord Indigo Plus и E.O.S. Tanais-70 (по итогу в основном использовал RockQ). Акустический – самодельный из жил E.O.S. TA-11. Акустика – старые проверенные полочники PSB Synchrony One B.

Первый вопрос – применение. Усилитель однозначно лучше рассматривать по его прямому назначению – на СЧ/ВЧ. Да, если сильно хочется, он может работать и в полную полосу, на НЧ не теряется, но только в сочетании с чувствительными динамиками, имеющими лёгкие подвижки и мягкие подвесы.

Прослушивание с модулями на Muses03. Сходу обращает внимание отменная динамика, скорострельность и чуть ли не голографическое построение звукового пространства. Звуковые образы на сцене чётко очерчены. Очень много деталей, они увлекают, но при этом не лезут на передний план. На жёстком роке и яростном метале усилитель чувствует себя однозначно в своей стихии.

При этом, что примечательно, высокая скорострельность не привела к появлению в звуке жёсткости или колкости. Но допускаю, что если в системе будут компоненты с характером, который принято считать жёстким (скажем, металлические или бериллиевые твитеры, кабели с серебром и т. п.), усилитель может запросто «вытащить на свет» все их особенности и акцентировать на них внимание.

Прослушивание с модулями на Muses02. Честно говоря, отношение к ним менялось по мере их «прогрева». При первом включении после Muses03 показалось, что разрешение немного ниже. Но чем дальше, тем заметнее они раскрывались, и в данном усилителе это было очень заметно.

Через какое-то время я устроил модулям «очную ставку» – прослушивание трека, выключение усилителя, быстрая смена модулей и снова включение. Если коротко, то с 02 звучание воспринималось более тёплым, естественным и каким-то «телесным» что ли.

Вместо голографической прорисовки образов – чуть более диффузное заполнение пространства, но именно в плане масштабности, объёма, они показали себя во многом даже интересней. Причём это стало поводом поставить под вопрос первое впечатление насчёт разрешения: масштабность построения пространства – очевидный признак того, что усилитель не затирает мелкие нюансы сигнала. К тому же на некоторых треках послезвучия на ВЧ воспринимались даже более длительными – тут уж совсем всё очевидно.

Но для жёсткой музыки вроде того же рока или метала я бы всё равно не стал их применять. Субъективно с модулями на Muses03 звучание воспринимается более «скорострельным». А вот для инструментальной музыки, вокала и прочих «живых» жанров я бы выбрал именно Muses02.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



INsoul CS 4.40 SQ – редкий по своим возможностям усилитель, заточенный под применение в СЧ/ВЧ звене. Широчайшая полоса пропускания (не для того, чтобы слушать ультразвук, а для более точной передачи сигнала в звуковом диапазоне) плюс адекватная реакция на импульсные сигналы с минимумом переходных процессов плюс достойные возможности кастомизации плюс… да много чего ещё в плюсе. Словом, претендент в SQ системы самых замороченных аудиофилов, «ищущих свой звук».

  • «Во-первых, это красиво» – усилитель может стать украшением системы
  • Качественная сборка, качественные и недешёвые комплектующие
  • Можно подбирать характер звучания сменой модулей и ОУ
  • Защита, исключающая длительную работу в предельных режимах
  • Превосходное детальное и прозрачное звучание

  • Не универсален, ориентирован на применение в СЧ/ВЧ звене


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus