Китаец с европейскими корнями
Тест компонентных акустических систем Sennuopu SK-8

А давайте-ка порушим заезженный стереотип, что Sennuopu – это только процессорные усилители. На изучении – 3-полоска для поканальных систем. Мало того, что оказалось интересной по своей концепции построения, так ещё числится в близких родственниках у Dynaudio. В общем, занятная модель. Разберу всё, как обычно, с пруфами. Задача – понять, под какие зайдёт предпочтения, и что учесть, чтобы «приготовить» её как надо.

Итак, 3-полосный комплект носит название Sennuopu SK-8. По данным официального российского сайта sennuopu.ru его цена на момент теста – 24900 рублей. Состоит из мидбасовых динамиков Sennuopu Y-65, 3-дюймовых среднечастотников Sennuopu Y-35 и твитеров с титановыми куполами Sennuopu Y-20.



Вообще, ещё есть версия с пассивными кроссоверами, но у меня в руках оказалась именно «активная» – для поканалки. Заодно будет повод оценить, на каких частотах искать оптимальные разделы полос.

Понятное дело, упоминаний самого бренда Dynaudio нет, но надпись «Designed in Denmark» на динамиках для корректности присутствует.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Начну с НЧ/СЧ динамиков Sennuopu Y-65. Выглядят опрятно, корзины – литые с «алмазной» проточкой. Моторы закрыты алюминиевыми кожухами в необычном изумрудном матовом металлике.





Диффузоры заявлены как полипропиленовые, причём если попробовать на изгиб, то конусы неожиданно жёсткие (композит MSP, знакомый по Dynaudio, уж не ты ли это?). Центральные колпачки – алюминиевые. Нечасто приходится видеть материалы в таком сочетании. Верхние подвесы – резиновые, мягкие – чтобы минимизировать воздействия на края диффузоров.



Центрирующие шайбы – с прогрессивным профилем, т. е. шаг и высота «волн» переменные – уменьшаются к центру. Это чтобы избежать резонансов, обычно приводящих к неравномерностям АЧХ (чаще всего «съедается» отдача в узкой области порядка нескольких сотен Герц). Посмотрим.



Калибр звуковой катушки в описании не указан, но похоже на дюймовую.



Перехожу к среднечастотникам Sennuopu Y-35. Построены тоже на литых алюминиевых корзинах. Сетки несъёмные, но при необходимости их можно аккуратно удалить: клеевой состав позволяет. Материал диффузоров – тот же полипропиленовый композит плюс алюминиевые колпачки.



Моторы – на ферритовых магнитах, достаточно крупные, тоже закрыты алюминиевыми кожухами (их диаметр получается 6,3 см).



Внешний диаметр динамиков по фланцу – 9,1 см, монтажная глубина – 4,2 см.



Теперь твитеры Sennuopu Y-20. Выполнены в точёных алюминиевых корпусах, с 25-миллиметровыми титановыми куполами на шёлковых подвесах. Достаточно плоские, монтажная глубина – всего 15 мм.





Измерение параметров и анализ работы динамиков



Для начала измеренные циферки, потом комментарии. Их будет много, разобрать тут есть что.



Измеренные параметры Sennuopu Y-65 (НЧ/СЧ динамик):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,93
  • Qes (электрическая добротность) – 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,40
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,3 дБ


Измеренные параметры Sennuopu Y-35 (СЧ динамик):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 135 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,46 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,88
  • Qes (электрическая добротность) – 1,55
  • Qts (полная добротность) – 1,17
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 81,0 дБ


Концепция самого комплекта. Я этот принцип обычно называю «итальянским». Ну просто он чаще встречается именно у акустики итальянских производителей – низкодобротные мидбасовые динамики с сильными моторами плюс среднечастотники с высокой добротностью.

Причины у такого сочетания на самом деле есть, оно в первую очередь нацелено на системы с пассивными кроссоверами – позволяет выровнять субъективно отдачу по полосам и лучше свести их по импульсному отклику: сильный мотор у НЧ/СЧ звена лучше справляется с более крупным и инертным диффузором, в то время как для более лёгкого СЧ мотор намеренно немного «расслабляется».

Не думаю, что в случае с процессорной поканалкой этот подход актуален, но не будем забывать, что акустика изначально была создана с пассивными кроссоверами.

НЧ/СЧ динамики Y-65. Смотрите, как интересно построен динамик – довольно мягкие центрирующие шайбы (большой Vas под 20 литров) при средней массе подвижки (Mms около 15 грамм) дали непривычно низкий резонанс (Fs вообще 46 Гц получился). В глубину они действительно неплохо забираются, но делают это без фанатизма – добротность-то низкая, так что «лютого бомбилова» не ждите. Зато с достойным усилителем можно ожидать неплохого контроля – за «держак» тут отвечают не механические подвесы (помним про мягкие центрирующие шайбы), а как раз моторы.

СЧ динамики Y-35. При таких параметрах зажимать динамики в объёмы точно не нужно, им однозначно нужен Free Air. Это, конечно, ограничивает их применение в кастомных инсталляциях (про штатные места не говорю, там как раз с этим проще). Но если смотреть на параметры не в отрыве от всего остального, а попутно оценивать конструкцию, то напрашивается вывод, что к ним шли целенаправленно – играя в первую очередь высотой зазора, конфигурацией короткозамкнутого витка (он же – кольцо Фарадея) и т. д. Возможную причину я как раз описал выше – подогнать СЧ по отдаче и импульсному отклику к мидбасовому динамику.

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Sennuopu Y-65



Параметры Тиля-Смолла – это хорошо, но далеко не всё, так что смотрим дальше. Как и ожидал, АЧХ получается с небольшим спадом отдачи с понижением частоты, но плавным. Так что по факту динамики не лезут акцентировать бас, хотя и умеют забираться вниз, не уходя при этом «в разнос».



Фазовая характеристика наглядно показывает наличие или отсутствие локальных резонансов (по факту, это отставания или набеги одних частотных составляющих относительно других). У Sennuopu Y-65 с этим всё обстоит очень прилично – редкая линейность. Разве что около 800 Гц можно заметить остаток лёгкого локального резонанса, почти не отразившегося на АЧХ (обычно резонансы либо «выедают» провалы в АЧХ, либо «выращивают» на ней горбы – всё зависит от их причин). Тут же – всё довольно гладенько.



Ну и наглядно о контролируемости динамика усилителем. Обратите внимание, с понижением частоты искажения почти не растут. А меж тем, я делаю это измерение не на пониженной, а на вполне обычной громкости.



Анализ работы СЧ динамиков Sennuopu Y-35



Из-за повышенной добротности получился лёгкий горбик на нижнем краю рабочего диапазона, но это не значит, что динамик можно отпускать работать до этих частот – можно словить искажения. Да, запас есть, они растут плавно с понижением частоты, не скачком, но всё же. Впрочем, для 3-дюймового калибра в любом случае рационально настраивать ФВЧ не ниже 300-350 Гц, а с этой отметки они чувствуют себя вполне нормально.





Хоть динамики и стараются забраться повыше, после 2,5-3 кГц уже начинают проявлять направленность (это естественно для их калибра). Тем не менее, до 7-8 кГц ведут себя достаточно линейно, без явно выраженных резонансов. Это даёт немалую свободу в настройке стыка с твитерами.



Анализ работы твитеров Sennuopu Y-20



По оси твитеры показывают плавный изгиб АЧХ в области 10 кГц, но уже с лёгким разворотом в рабочем диапазоне всё становится ровно. А учитывая, что в машине твитеры в любом случае видны под небольшим углом, характеристику можно назвать более чем приемлемой. «Титановые» резонансы, судя по всему, неплохо демпфированы и уведены за область слышимого диапазона.



С понижением частоты рост искажений происходит плавно, так что свобода в настройке стыка с СЧ звеном есть – резкого появления характерной жёсткой рези можно не опасаться. Чуть дальше всё это проверю на деле.



Проба на деле, как «готовить» акустику



НЧ/СЧ динамики. Действительно достаточно ровное звучание в среднечастотном диапазоне, причём открытое и с хорошей проработкой деталей – сильные моторы дают о себе знать и неплохо ведут диффузоры вслед за подаваемым сигналом.

Казалось бы, это позволяет использовать их в том числе в 2-полосных системах, но, как и предполагал, получается эффект «lack of bass» – вроде бы и вниз забираются неплохо, и в гудение не сваливаются, но мидбасовый диапазон по уровню скромный.

А вот в поканальной 3-полоске количество баса относительно СЧ диапазона не столь важно, потому что динамики работают в узком диапазоне, и вы просто регулируете количество мидбаса настройками стыка с СЧ звеном и тупо уровнем сигнала в этих каналах.

Попробовал соорудить 3-полоску с имевшимся под рукой процессорным усилителем, делюсь результатом. Если оставить динамикам только НЧ, бас получается достаточно глубоким, но по своему характеру он «мягкий» – на электронной музыке, скорее, обволакивает, нежели вколачивает в грудь. Хотя на сложных басовых партиях рельеф прорабатывается достойно. На гудение и ранний уход «в разнос» нет и намёка.

Тем не менее, насиловать динамики слишком низкими частотами не нужно, и лучше подобрать им хороший лёгкий и отзывчивый саб.

СЧ динамики. Ключевой момент – динамик нужно обязательно ставить Free Air или близко к такому оформлению. В тесных объёмах (а меньше 2 литров – это для него уже тесно) теряется динамика, звучание потяжелеет. Чем больше найдёте им объёма, тем лучше. Как вариант, можно обратить внимание на те же штатные места в панели.

Субъективно пытаются прикинуться широкополосными и тянутся в ВЧ область, хотя на верхах, конечно, заметно уступают по детальности твитерам. Да этого от них никто и не требует, но такой характер в любом случае даёт свободу в настройке стыка с ВЧ звеном. Учитывая способности твитеров, я бы искал оптимум в районе 4-6 кГц.

Внизу чувствуют себя неплохо, в мидбасовую область не лезут, но тянутся к ней без ранней перегрузки. Так что стыковать с НЧ можно достаточно низко – ориентируясь только на его калибр и здравый смысл (для 3-дюймового излучателя опускать ФВЧ ниже 300-350 Гц – ну такое себе).

Твитеры. Были опасения насчёт металлической звонкости в звучании, но, к счастью, не оправдались: титановые купола ведут себя здесь прилично. Тёплым звук не назову, но и откровенной колкости тоже нет. Вообще, получается неплохое сочетание – на верхах есть тот самый «воздух», которого многие как раз ждут от металлических твитеров, где нужно – есть должная острота, но при этом звук не утомляет и не колет уши. Сочетание понравилось.

Из замеченных особенностей – лояльность к углам разворота. Верха не теряют свою «прозрачность», даже если твитеры видны под значительным углом, а то и вовсе смотрят друг на друга. Это позволяет немного расслабиться при выборе мест для их установки.

По настройкам ФВЧ свобода есть, причём настолько, что если бы это была 2-полоска, можно было бы даже состыковать твитеры с НЧ/СЧ динамиками невысокими порядками. Ну а в 3-полоске – и тем более.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Акустика понравится тем, кто слушает много «живой» музыки вроде джаза, блюза, красивого вокала, инструментала и т. п., неплохо зайдёт под олдскульный рок. Способна хорошо прорабатывать детали и звучать «открыто», при этом не утомлять и не терять в комфортности – хорошее сочетание. Всё это, разумеется, при должной настройке, главное, что потенциал для этого есть.

Что касается особенностей установки, то единственный принципиальный момент – необходимость ставить среднечастотники в оформление Free Air или близко к этому (будь то штатные места в панели или кастомные подиумы). Тесных объёмов они не любят.

В этом смысле, кстати, даже мидбасовые динамики выглядят более универсальными – покажут «академичное» звучание баса при обычной установке в двери или же можно попробовать соорудить для них корпуса, причём фазоинверторные, и получить басок поплотнее (как вариант, 10-12 литров с портом примерно на 50 Гц). Честно говоря, сложилось впечатление, что они вообще родом из «домашки».

Если же отбросить экзотику с корпусами и вернуться к обычной дверной установке, то сабвуфер к этой акустике я бы подбирал лёгкий и не особо инертный. Но не из-за того, что акустика не умеет забираться вниз (умеет, хоть и скромничает в басовой области), а чтобы он соответствовал её «скоростным» свойствам, просто свести будет легче.

  • Доступная для своих возможностей цена
  • Понравится любителям «живых» жанров без громкого фанатизма
  • В динамиках нет сильных резонансов, предсказуемы в настройке
  • Мидбасовые динамики универсальны и могут работать в корпусах

  • СЧ не любят установку в тесные объёмы
  • Могут не зайти любителям жёсткого гипертрофированного баса



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus