Как всего лишь пара элементов полностью меняет характер акустики
Сравниваем акустические системы Oris JB-65Q и Oris JB-165

Эти два комплекта акустики принадлежат к одной серии Oris JAB, сделаны на одной основе и отличаются лишь материалом купола у твитеров и подвесами у мидбасовых динамиков. С твитерами ладно, а вот на мидбасы есть смысл посмотреть пристальнее. Они наглядно показывают, как жесткость подвеса влияет на параметры, а в конечном итоге и на звук. Как в институте, сначала теория, потом – лабораторная работа.

Вообще, судя по составу всей серии Oris JAB, она ориентирована в первую очередь на замену штатной акустики и системы начального уровня – кроме "компоненток" в ней есть и коаксиалы, в том числе и пресловутые "блины" 6х9 дюймов. При таком раскладе выпуск сразу двух версий, по сути, одной и той же акустики выглядит как минимум интересным. По крайней мере, чего-то похожего в бюджетном сегменте я пока ещё не встречал.

Конструкция НЧ/СЧ динамиков



НЧ/СЧ динамики имеют одинаковые "моторы" и диффузоры. Oris JB-65Q имеет типичный для таких динамиков подвес, а вот Oris JB-165 – более жёсткий. Это хорошо чувствуется, когда слегка нажимаешь на диффузор.









Сразу определимся с терминами. Подвесом правильно называть ВСЕ гибкие элементы, на которых держится диффузор со звуковой катушкой. Верхний подвес – это гофр по периметру диффузора. Нижний подвес – это центрирующая шайба. Многие почему-то в этом путаются.

В Oris JB-65Q и Oris JB-165 жесткость задаётся главным образом центрирующей шайбой, а не верхним подвесом.

Oris JB-65Q


Oris JB-165


В общем-то, так и должно быть. Если верхний подвес будет слишком жёсткий, то при работе динамика диффузор будет испытывать изгибные нагрузки – катушка будет толкать его у центра, а гофр будет слишком жестко держать его по периметру.

Подобным, кстати, грешат многие "эстрадные" динамики. Да и среди обычной дешевой акустики из разряда "придумано в Китае" такое не редкость. К слову, Oris JB-65Q и Oris JB-165 хоть и недорогие, но сделаны в Малайзии. Как я понимаю, как и большинство акустики нынешнего Oris (про "олдскульный" Oris сейчас ничего не говорим).

Твитеры и кроссоверы



Выводы по твитерам оставлю, пожалуй, на прослушивание. Там нагляднее получится. Пока лишь отмечу, что внешне они абсолютно одинаковы, разнятся лишь материалы куполов – у Oris JB-65Q он выполнен из полупрозрачного материала (похоже на шелк с пропиткой), а у Oris JB-165 он больше похож на сухую ткань:



Кроссоверы в обоих комплектах абсолютно одинаковые:



Немного о параметрах



Но вернёмся к НЧ/СЧ динамикам. Изменение жесткости подвеса прямым образом должно повлиять на параметры Тиля-Смолла. Возьмём основные – резонансную частоту Fs, добротность Qts и эквивалентный объём Vas. Чтобы было понятно не только знатокам, поясню всё "на пальцах".

Fs – резонансная частота
Динамик – это самая обычная колебательная система, а значит, на определённой частоте может входить в резонанс. Эта частота зависит как минимум от двух вещей – от массы самой колеблющейся части и от упругости подвеса, который её держит. Массы у нас примерно одинаковые, а вот подвес у Oris JB-165 подвес более упругий. Так что и резонансная частота у него должна быть выше, чем у Oris JB-65Q.

Qts – полная добротность
Добротность – это соотношение упругих и вязких сил. Тут нагляднее всего сравнить динамик с подвеской автомобиля. Упругость задаётся пружиной, а вязкость – амортизатором. Сдох амортизатор и машину начинает колбасить – это повысилась добротность (упругость преобладает над вязкостью). Поставили нормальный амортизатор, но ослабла пружина – понизилась добротность (преобладает вязкость).

Не углубляясь в теорию, за некую "золотую середину" для динамика принято считать значение Qts=0,7. Она вообще-то складывается из двух составляющих – электрической и механической, но сейчас не буду занудствовать. Может, чуть позже напишу об этом отдельно.

Vas – эквиваленьный объём
Это не объём, в который надо ставить динамик, как думают некоторые, этот параметр показывает среди прочего ещё и мягкость подвеса. Чтобы понять, что он обозначает, нужно вспомнить, что воздух тоже обладает упругостью (воздушный шарик надували?).

А теперь будет сложно, приготовьтесь. Vas – это такой объём воздуха, который при воздействии на него колеблющимся диффузором обладает той же жесткостью, что и подвес. Зависит в основном от двух вещей. Во-первых, от размера диффузора (большой диффузор сжимает воздух сильнее, и для него такой же жёсткостью, что и подвес, будет обладать больший объём воздуха). Во-вторых, собственно, от самой мягкости подвеса. Чем он мягче, тем Vas больше.

В нашем случае имеем одинаковые размеры диффузора, так что динамик с более мягким подвесом (Oris JB-65Q) должен иметь и больший Vas.

Проверка теории



Вот теперь наступает момент истины. Проверим, совпадёт ли практика с теорией. Измеряю динамики:

Oris JB-65Q (мягкий)


Oris JB-165 (жесткий)


Oris JB-65Q (мягкий)
  • Fs (собственная резонансная частота) – 77 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,29
  • Qes (электрическая добротность) – 0,97
  • Qts (полная добротность) – 0,82
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,9 дБ


Oris JB-165 (жесткий)
  • Fs (собственная резонансная частота) – 101 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,89
  • Qes (электрическая добротность) – 1,37
  • Qts (полная добротность) – 1,15
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,5 дБ


И вот оно – подтверждение. Более «жесткий» Oris JB-165 имеет меньший эквивалентный объём, более высокую резонансную частоту и более высокую добротность. Теория работает.

А на АЧХ это отражается следующим образом. В теории чем ниже добротность у динамика, тем плавнее начинается спад на нижней границе рабочего диапазона. Чем выше добротность, тем резче изгиб АЧХ в этом месте. А при Qts больше 0,7 (снова это магическое число, да?) в этом месте даже небольшое усиление может получиться – просто динамик на этих частотах будет входить в резонанс (про амортизатор помним?). Смотрим, так ли это на самом деле:

Oris JB-65Q (мягкий)


Oris JB-165 (жесткий)


Так и есть. Более жесткий Oris JB-165 бас играет не так глубоко (Fs у него выше), но зато за счёт более высокой добротности в области верхнего баса действительно появился небольшой подъём. У "мягкого" Oris JB-65Q он тоже есть, но там добротность Qts немного ниже, так что и горб на АЧХ не так сильно выражен.

Другие измеренные параметры



Раз уж в руках оказались не только мидбасовые динамики, а полные комплекты акустических систем, промерил все компоненты. Особо останавливаться на деталях не буду, но измеренные графики для приличия приведу.

Oris JB-65Q (мягкий):

Графики импеданса для Oris JB-65Q. Красная кривая – НЧ/СЧ динамик, синяя кривая – твитер, зелёная кривая – всё в сборе с кроссовером


АЧХ мидбасового динамика Oris JB-65Q с кроссовером


АЧХ твитера Oris JB-65Q с кроссовером


АЧХ твитера Oris JB-65Q без кроссовера


Oris JB-165 (жесткий):

Графики импеданса для Oris JB-165. Красная кривая – НЧ/СЧ динамик, синяя кривая – твитер, зелёная кривая – всё в сборе с кроссовером


АЧХ мидбасового динамика Oris JB-165 с кроссовером


АЧХ твитера Oris JB-165 с кроссовером


АЧХ твитера Oris JB-165 без кроссовера


Звучание



Сначала пару слов про общие впечатления. При прямой ориентации динамиков звучание кажется немного ярким. Но в машине это, по понятным причинам, по барабану. При развороте звук становится заметно ровнее и спокойнее. Так что если у вас ещё была мысль сделать подиумы с доворотом в салон – забейте на неё. Обычная установка в плоскости дверей для них – самое то. А теперь к основной теме – разнице в звучании.

ВЧ
Твитер с полупрозрачным куполом из комплекта Oris JB-65Q звучит немного теплее и как-то живее что ли. Oris JB-165 в сравнении с ним чуть-чуть посуше, похолоднее и на самом верху порой ощущается даже лёгкая синтетика. Это особенно заметно на «живой» музыке вроде джаза, блюза, хорошо записанного инструментала. Дело вкуса, но лично мне больше понравился первый.

Кстати, в обоих комплектах твитеры неплохо срастаются с НЧ/СЧ динамиками. Поигравшись с их направлением, в машине вполне реально добиться неплохой слитности звучания – как будто играют не два раздельных излучателя, а один цельный динамик.

НЧ
Разница в жесткости подвесов, само собой, даёт о себе знать. Она отлично чувствуется на какой-нибудь электронной музыке с хорошим басовым ритмом, например, Daft Punk – Get Lucky. Oris JB-165 даёт жесткий и плотный удар, хотя и не такой глубокий. Более мягкий Oris JB-65Q звучит насыщеннее и как-то "мяснее" что ли. Но при этом панч не такой острый и плотный. В любом случае, сабвуфер обоим комплектам не помешает. Просто с Oris JB-165 его с большой вероятностью придётся настраивать чуть выше, а Oris JB-65Q даёт в плане настроек больше свободы.

Выводы



Какой комплект лучше? На первый взгляд, тот, который мягче и играет ниже – JB-65Q. Но не торопитесь. Более жёсткий JB-165 имеет более резкий спад АЧХ внизу своего диапазона и не будет растрясать дверь своими вибрациями. Так что с ним можно обойтись самыми простыми подиумами и минимальной шумоизоляцией. А если вспомнить, что динамики предназначены как раз для систем начального уровня, это уже можно считать плюсом.

JB-65Q хоть и могут дать более насыщенный бас, но для этого придётся и подиумы покрепче сделать, и дверь укрепить получше. Так что по совокупности достоинств между этим комплектами можно присудить честную ничью, а выбор между ними становится исключительно делом вкуса.


Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2021 CarMus