Отдельный усилитель не нужен
Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120

В начале прошлого года Prology выпустил в продажу своё первое «однодиновое» головное устройство со встроенным усилителем D-класса повышенной мощности. Так что появление аналогичной «двухдиновой» модели, совмещённой с мощным 4-канальным усилителем, было вопросом времени.

Правда, если в прошлый раз в руках оказался предсерийный прототип, то в этот раз торопиться не стал – модель уже в продаже, на изучении рандомно выдернутый со склада серийный экземпляр. С момента появления платформы прошло достаточно времени – заодно повод посмотреть, в каком направлении она меняется.

Итак, «двухдинка» называется Prology PRM-120. Как и «однодиновый» Prology PRM-100, принадлежит к серии Poseidon. Цена на момент теста – 13990 рублей. Учитывая, что ГУ содержит в себе полноценный достаточно мощный 4-канальный усилитель (что, кстати, позволяет дополнительно сэкономить на установке отдельного) получается недорого.



Первое знакомство. Конструкция, возможности



Первое, что привлекает внимание – медное покрытие корпуса. Выглядит солидно. Глубина – чуть больше 13 см, если считать от плоскости передней панели.



Для крепления в комплекте идут уголки, набор винтов и рамка, которая используется по необходимости.



Заднюю сторону целиком занимает радиатор с внушительным количеством рёбер – дополнительное охлаждение мощному усилителю не помешает даже с учётом встроенной системы термозащиты (порог её срабатывания настраивается из меню). Главное, чтобы внутреннее пространство панели, куда ГУ будет установлено, позволяло реализовать улучшенное охлаждение.



Из-за более мощного встроенного усилителя брать питание из штатной проводки неразумно, лучше протянуть отдельное к аккумулятору через отдельный предохранитель. Об этом, кстати, производитель указывает аж в нескольких местах, начиная с наклейки-предупреждения на коробке и далее в инструкции (для тех, кто всё это читает).

Так что использование разъёмов Molex со сдвоенными пинами питания вместо привычных ISO выглядит логичным. Я бы использовал для подключения провод 4 кв. мм, а для защиты проводки повторил бы номинал предохранителя в самом ГУ – 30 Ампер (в инструкции описан минимум 2,5 квадрата и 20 Ампер, соответственно).



Кроме питания и, понятное дело, выходов на динамики, в этом же разъёме – выходы для подключения интерфейса штатных рулевых кнопок. Ну и провод для подключения к габаритным огням для автоматического включения диммера.

Хоть встроенный усилитель спокойно заменяет отдельный, линейные выходы тоже предусмотрены – их три пары. Ну мало ли, вдруг покажется мало собственных усилителей и захочется использовать отдельные. Сами разъёмы, кстати, симпатичные, с алюминиевыми корпусами.



В этом же «хвосте» есть и разъём для подключения внешнего микрофона, хотя оного в комплекте нет, придётся докупить отдельно. Но это по желанию, ибо по умолчанию работает встроенный в переднюю панель.



Ещё в комплекте идёт ПДУ. Пусть и с одинаковыми кнопками, которые в слепую не понажимаешь, но зато с нормальными, не мембранными.



Заглядываю внутрь. В отличие от однодинового «Посейдона» Prology PRM-100 здесь компоновка более удачная. Во-первых, если там радиатор для самих силовых чипов D-класса вынужденно сделан в виде плоской пластины под платой (что снижает эффективность охлаждения), а на задний радиатор сбрасывают тепло лишь ключи блока питания, то здесь в охлаждении участвует вся вертикальная задняя стенка с гораздо большей суммарной площадью охлаждения.



Во-вторых, у PRM-120 чёткое разделение: отдельная плата усилителя и отдельная плата малосигнальной части с самим процессором. В теории это должно хорошо сказаться на помехозащищённости.



Плата с тыльной стороны передней панели стандартна – эта часть как у обычных ГУ.



Собираю обратно, включаю. Подсветка трёхзонная – цвет выставляется раздельно для экрана, боковых кнопок и нижней части. Цвет выбирается из готовых вариантов или настраивается произвольно, оттенок можно задавать в стандартном формате RGB.



Флешки читаются только с левого разъёма. Правый – исключительно для зарядки смартфонов и прочих девайсов.





Заявлена работа с флешками аж до 256 ГБ (правда, только в FAT32). Такой большой у меня не нашлось, но 64 ГБ прочиталась шустро, без намёка на тормоза. Читаются MP3, WAV и FLAC с битрейтом до 16 бит / 48 кГц – базовый набор.



Приём радио показался слабоватым, но, возможно, просто из-за отсутствия у меня нормальной антенны (в ходе тестирования использовал просто кусок провода).

Приложение для управления и настройки



Для управления используется всё то же приложение, что и для других головных устройств Prology. Разве что с недавнего времени для смартфонов на Android его рекомендуется скачивать с отечественного RuStore вместо буржуйского Play Market. В нынешних условиях оно так надёжней.



Коротко пройдусь по базе. Как обычно, из приложения можно управлять воспроизведением с флешки, радиотюнером и т. д.





Можно даже вызвать режим ПДУ свайпом экрана влево. Хотя последнее выглядит, скорее, баловством, нежели эргономической фичей.



А вот на кнопку навигации я бы в очередной раз обратил внимание. Она запускает навигационное приложение (по ходу дела выбирается, какое именно из имеющихся на смартфоне), и все голосовые подсказки начинают идти через аудиосистему вместе с музыкой. Удобно.





В системных настройках – выбор цвета подсветки, ручное включение диммера (приглушение яркости), а можно и вовсе «погасить» панель ГУ и управлять системой исключительно со смартфона.



Проверка возможностей звуковой части



В PRM-120 используется знакомая 6-канальная процессорная платформа, однако каждый производитель организует настроечные схемы по-своему. Оценю, как это сделано конкретно в «Посейдоне».

Всего предлагается три варианта. Два последних по своей сути одинаковы, просто назначения выходов меняются местами:
  • 2-Way (фронт, тыл, сабвуфер)
  • 3-Way (СЧ, твитеры, НЧ)
  • 3-Way (твитеры, СЧ, НЧ)


В программе это выглядит следующим образом (правда, каналы твитеров в обоих вариантах 3-Way почему-то названы «передние», надеюсь, этот баг будет поправлен в ближайшем будущем):



Сразу отмечу, что все три пары каналов могут работать в полную полосу (т. е. без подрезки сигнала снизу и сверху по частоте). Проверил, при отключенных фильтрах АЧХ на линейных выходах идентичные:



А при задействовании частотных фильтров пределы их настроек зависят от выбранного режима.

Фильтры в режиме 2-Way:
  • Фронт – подрезка снизу от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)
  • Тыл – подрезка снизу от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)
  • Сабвуфер – подрезка сверху от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)


Фильтры в режимах 3-Way:
  • Твитеры – подрезка снизу от 60 Гц до 12,5 кГц (фильтр неотключаемый)
  • Каналы СЧ – подрезка снизу от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)
  • Каналы СЧ – подрезка сверху от 60 Гц до 12,5 кГц (фильтр отключаемый)
  • Каналы НЧ – подрезка сверху от 30 до 250 Гц (фильтр отключаемый)


Крутизну всех фильтров можно выбрать 6, 12, 18 или 24 дБ/октава.



Проверка работы кроссовера. Для понимания, насколько реальный выходной сигнал соответствует выставленным настройкам, снял в качестве примеров несколько АЧХ. Результат приемлемый, помнится, раньше процессор в аналогичной платформе позволял себе заметные промахи с попаданием в выставленные частоты.





Проверка работы эквалайзера. Эквалайзер 24-полосный, с возможностью выбрать ширину полос регулирования (правда, для всех сразу). Заявленные пределы регулировки – +/-9 дБ.



Проверил работу эквализации на примере одной полосы:



Проверка работы задержек. Здесь есть несколько вариантов готовых предустановок, которые можно брать за основу для дальнейшей настройки. Можно выбрать тип автомобиля (маленький, средний, большой), в зависимости от этого выставляются разные исходные значения задержек.



При ручной настройке максимальная задержка составляет 25 мс (можно «отодвинуть» динамики на 8,5 м), шаг задержки – 0,1 мс (3 см). Похоже на правду:





Идём дальше, вспомогательные функции. В программе они вынесены в отдельное меню.



Проверка работы функции Bass Boost. Всего у этой настройки 5 уровней. Правда, уровень 1 почему-то пропускается, но зато начиная со 2 и дальше – всё работает корректно. Нижние частоты слегка усиливаются во всех каналах, вот какие получились реальные АЧХ:



Проверка работы функции Loudness. Не во всех ГУ эта функция работает как надо, порой производитель делает просто подъём АЧХ на НЧ (или на НЧ и ВЧ). Здесь же – всё по правилам – корректируется АЧХ только на небольшой громкости, зато при приближении к максимуму её действие, как полагается, сходит на нет. Так что можно её включать, не опасаясь словить перегруз, если захочется «навернуть волюмэ»



Максимальный сигнал на линейных выходах. Запускаю на флешке трек с синусом 1 кГц, записанным с уровнем 0 дБ (максимальный «цифровой» уровень сигнала). Громкость выкручиваю на максимальные 62 единицы.

Сигнал на линейных выходах разгоняется до амплитуды 4 В, до клиппирования дело не доходит (эквалайзер, бас-буст и остальные настройки, разумеется, «в нулях»).



Маркетологи могут назвать такие выходы 4-вольтовыми, но вообще-то они ближе к 2,8-вольтовым (по среднеквадратическому значению – RMS, Root Mean Square).

Мощность встроенного усилителя. Вопрос, который интересует, наверное, всех, кто смотрит в сторону этого аппарата – что у него с выходной мощностью.

Запускаю всё тот же трек 1 кГц / 0 дБ, только теперь смотрю, что на выходах усилителя. При увеличении громкости до максимума искажения начинают заметно повышаться примерно с 58-59 единиц, хотя верхушки у синуса не срезаются, и даже при максимуме в 62 единицы пока ещё обходится без признаков жёсткого клиппирования. Амплитуда сигнала при этом – около 20 Вольт (немногим больше 14 Вольт среднеквадратического значения).



Достаём калькулятор, вспоминаем физику – на нагрузку 4 Ом получается около 50 Вт неискажённой мощности на каждый из каналов. Нормально. А вот работу на 2 Ом проверять не стал: такую нагрузку производитель не рекомендует.

Коротко по делу. Как звучит и в какие системы подойдёт



Звучит «Посейдон» довольно бодро. Без лишней аудиофилии и изящных экзерсисов «кафедры бубна», но если сравнивать с обычными ГУ, то однозначно интересней – примерно как с добротным отдельным усилителем начального уровня (да, собственно, так оно и есть, просто подобный усилитель тут физически встроен в ГУ).

Причём речь не только о запасе громкости (хотя тут тоже есть небольшой прирост), сколько о более уверенном и динамичном звучании на обычной громкости – более упругий и проработанный мидбасовый диапазон, более открытое звучание на СЧ и ВЧ. Как-то насыщеннее что ли.

При подборе акустики нет необходимости гнаться за моделями с высокой чувствительностью. Ну да, откровенно тяжёлые мидбасовые динамики – это будет перебор, но одноимённая акустика Prology Poseidon или какая-нибудь эстрада, не требующая ломовых усилителей, этому ГУ по силам. Главное, чтобы импеданс получался не ниже 4 Ом.

А ещё, как вариант, можно рассмотреть такую схему: одна пара выходов усилителя работает на фронтальную акустику, а вторая – на сабвуфер. Объединить каналы мостом не получится (каждый из них и так построен по мостовой схеме), но в той же серии Poseidon есть сабы 8, 10 и 12 дюймов с катушками 4+4 Ом. Подключаем каждый канал к своей катушке, саб – в фазоинверторный корпус (если правильно рассчитать, такое оформление хорошо добавит отдачи), и получаем суперэкономную систему с полноценным басом. И при этом, как видите, ничего лишнего, можно обойтись и без отдельных усилителей, получив сопоставимый результат.

  • Мощный встроенный усилитель, не нужно тратиться на отдельный
  • Можно построить систему без отдельных усилителей, но с сабвуфером
  • Внутренняя компоновка удачней, чем в аналогичной однодиновой модели
  • Встроенная продвинутая термозащита
  • Два USB-разъёма (для флешек и для зарядки гаджетов)

  • Выходные каналы нельзя включать мостом (они уже мостовые)



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus