Фейслифтинг для акустики
Тест акустических систем Polk Audio DB6502 и DB652

Polk Audio – одна из тех компаний, у которых новинки появляются очень редко. Серия DB известна уже не первый год, и только сейчас у неё вышло обновление. Теперь она формально называется DB Plus, но сути это не меняет. Самый главный вопрос, который ставился этим тестированием – удалось ли новой акустике сохранить тот же характер, за который ценилось прежнее поколение.

Компонентная модель прежнего поколения DB6501 тестировалась и во времена журнала Car&Music, и в новом проекте CARMUS тоже засветилась, подробный отчёт есть на сайте. Акустика ни разу не не безликая, имеет свои собственные характерные черты, что, думаю, как раз и позволило ей продержаться на рынке так долго. В принципе, она и сейчас выглядела бы бодрячком, но десяток лет в этой ценовой категории – это действительно немало.

Конструкция



Что касается внешнего вида, то тут, конечно, всё стало намного прагматичнее. Цвет диффузора сменился с вызывающе-медного на более привычный чёрный. Серебристые узнаваемые грили с двойными спицами тоже заменены на чёрные. Кто-то наверняка расстроится, кому-то понравится, но спорить о вкусах глупо, поэтому лучше перейду к самой конструкции.



Материал диффузоров – полипропилен, хотя и явно с какими-то своими заморочками, потому как на прогиб он оказался жёстче, чем ожидаешь.





Установочная глубина очень маленькая – всего 45 мм. В принципе, она и у прежней-то серии была не очень большая, динамики всегда легко вставали в "сложные" посадочные места, где не умещались более крупные.







Кстати, о лёгкости установки. В комплекте идут переходные кольца для НЧ/СЧ динамиков как раз для быстрой инсталляции в штатные места. Для твитеров всё как обычно – чашки для врезного монтажа и монтажа на поверхность.



Диффузоры имеют очень небольшую глубину. Есть даже ощущение, что у прежней серии конус был немного поглубже.



Обращу внимание на одну особенность коаксиалов – отверстие в центре диффузора закрыто мягкой резиновой мембраной. В автомобильной акустике так почти никто не делает, но фишка реально полезная. Так пыль внутрь магнитной системы точно не попадёт.



Сделано это не только с заботой об автомобилистах, этой маленькой деталью Polk Audio заметно расширил сферу продаж своей акустики. Не секрет, что компания во многом ориентируется на рынок в Штатах, где очень популярна "озвучка" яхт и катеров. В отличие от других производителей Polk не стали делать для этого отдельные серии, а просто внесли небольшие изменения в автомобильную акустику, чтобы она прошла сертификацию marine. Получилась одна модель для любого применения.

Твитеры прошлого поколения DB имели размер мягкого купола 26 мм. В DB+ высокочастотник уменьшился в размерах, купол стал 20-миллиметровым.



Кроссоверы выполнены в тон общему стилю. Размеры относительно небольшие.



Его содержимое – без лишних аудиофильских изысков, что, впрочем, для своей ценовой категории вполне нормально. Уровень твитера регулируется перестановкой маленького джампера.



В коаксиальной модели поначалу смутило сочетание компонентов фильтра – два конденсатора, резистор и одна катушка на сердечнике. Первый порядок для твитера и второй для НЧ/СЧ? Начал смотреть как они соединены. Оказалось, твитер действительно включен через фильтр первого порядка, а вот параллельно НЧ/СЧ динамику подключена последовательная RLC цепочка – такие делают, чтобы "давить" резонансы. Лишнее подтверждение тому, что к конструированию акустики подходили не чисто формально, а действительно рассчитывали и подбирали каждый элемент. Что из всего этого получилось – покажут измерения.



А ещё в комплекте были обнаружены вот такие самоклеящиеся пластиковые шильдики. Места для них на грилях я не нашёл, так что можно считать это лёгким оформительским штрихом для тех, кто будет ставить акустику в штатные места.



Измерения



Основной упор сделал, конечно же, на компонентной акустике. Сравнивая с предыдущим поколением, можно заметить, что параметры DB6502 в целом повторяют DB6501.

Зависимости импеданса от частоты для Polk Audio DB6502


  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика
  • Синяя кривая – импеданс твитера
  • Зелёная кривая – общий импеданс (уровень твитера "0 дБ")
  • Оранжевая кривая – общий импеданс (уровень твитера "+3 дБ")
  • Фиолетовая кривая – общий импеданс (уровень твитера "+6 дБ")


Кстати, интересная деталь. Посмотрите внимательнее на графики импедансов. Видите разницу на НЧ между графиком отдельно НЧ/СЧ динамика и всей системы с кроссовером? Её причина – сопротивление катушки в кроссовере, аж почти 0,5 Ом набегает. Можно считать это одним из доводов в пользу поканалки (хотя, удастся ли удачно её настроить – это уже другой вопрос, кроссы-то тут тоже со своими хитростями).

Параметры Polk Audio DB6502:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,67
  • Qes (электрическая добротность) – 1,00
  • Qts (полная добротность) – 0,82
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,6 дБ


Как всегда, измерил АЧХ динамиков отдельно и при включении через кроссовер. Это даст общее представление о динамиках, графики пригодятся тем, кто соберётся делать поканалку, а заодно так наглядно видно работу штатного кроссовера.

  • Красная кривая – АЧХ по оси динамика
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов


АЧХ отдельно НЧ/СЧ динамика Polk Audio DB6502


Горб, возникающий на "верхней середиине", кроссовер успокаивает и делает АЧХ ровной и красивой:

АЧХ НЧ/СЧ динамика, включенного через штатный кроссовер


Твитер лучше всего работает по оси или под совсем небольшим углом:

АЧХ отдельно твитера Polk Audio DB6502


АЧХ для твитера, подключенного через кроссовер, измерил по оси:

  • Красная кривая – АЧХ в положении аттенюатора "+6 дБ"
  • Оранжевая кривая – АЧХ в положении аттенюатора "+3 дБ"
  • Фиолетовая кривая – АЧХ в положении аттенюатора "0 дБ"


АЧХ твитера, включенного через штатный кроссовер


В коаксиалах DB652 НЧ/СЧ динамики и твитеры всё равно те же самые, так что смысла ковырять их не было. Но АЧХ измерил:

АЧХ Polk Audio DB652


По оси динамики звучат слишком звонко – учтите это, если доведётся услышать их в магазинном стенде. В машине они всё равно так стоять не будут, а под углом звучание заметно выравнивается. Собственно, всё говорит о том, что DB652 на это и рассчитаны.

Звучание



Исходное положение для прослушивания – боксы с НЧ/СЧ динамиками развёрнуты почти друг на друга. Твитеры – в сторону слушателей почти без разворота. Уровень твитеров на кроссовере – "0 дБ".

Общие впечатления, характер СЧ

Сходу звучание воспринимается как немного жесткое, напористое и даже несколько агрессивное. В этом смысле акустика продолжает традиции прежнего поколения серии.

Очень показательно звучание медных духовых, независимо от того, саксофон это в блюзовом треке или духовые в большом симфоническом оркестре. Акустика хорошо передаёт их характерную "медную" вибрацию – звучание достаточно резкое, как и полагается, но при этом без малейшего намёка на крикливость. На треках с хорошо записанным роялем обращает на себя внимание атака – напористый Steinway звучит уж точно не как мягкий Bechstein.

Хотя идеальным звучание я бы не назвал. Порой тому же роялю не хватает теплоты и насыщенности. Не так, чтобы критично, но как будто он уменьшается в размерах и превращается из здорового концертного в маленький кабинетный. А заодно и корпус как будто становится сделанным из толстого стекла. Да и в вокале порой хочется побольше теплоты.

ВЧ

Перед началом прослушивания пришлось повозиться с подключением твитеров – при соблюдении полярности ВЧ никак не хотели "сращиваться" с НЧ/СЧ и звучали отдельно. А вот при переполюсовке всё заиграло как надо. Хотя, в реальной инсталляции в любом случае нужно пробовать оба варианта.

ВЧ звучат в целом несколько агрессивно, но без звонкости. Детальность средняя – длинные послезвучия твитеры всё же проглатывают. Но это, по большому счёту, показывают только сложные тестовые треки, ощущения "замыленности" звучания не возникает.

Переставляю уровень твитеров с "0 дБ" сразу на "+6 дБ". Верхов становится очень много, даже голос начинает откровенно "псыкать" и рассыпаться мелким стеклянным песком. Хотя "воздуха" становится меньше, да и по самой структуре ВЧ воспринимаются грубее. Этот вариант – только если твитерам предстоит работать где-нибудь в глубоких штатных местах и под плотными сетками.



Уровень твитеров в среднее положение – "+3 дБ". Так получается интересно, если они развёрнуты друг на друга. Хороший вариант для беспроцессорных систем, кстати.

Возвращаюсь к исходному состоянию "0 дБ". Яркость на ВЧ уходит, снова появляется "воздух". Лёгкий доворот твитеров в сторону слушателей (но не откровенно "в лоб") – самое уместное направление. Вариант хорош для систем с процессором. Ну или, по крайней мере, если ГУ имеет функцию задержек.

НЧ

В прежней серии мидбасовый диапазон был одной из самых сильных сторон – упругий, с хорошим панчем и артикуляцией. В этот раз возможности прямого сравнения новой DB6502 с прежней DB6501 не было, поэтому детально изучить изменения в характере баса сложно. Но общее впечатление осталось тем же – бас упругий, "панчёвый", хотя и не слишком глубокий. Удар бас-бочки чёткий, бас-гитара не дудит, играет очень рельефно.

А вообще, при правильном подходе с новыми DB6501 можно получить очень даже вкусное "концертное" звучание баса – с плотным, толкающим в грудь ударом. Для этого есть смысл подумать над сдвоенными мидбасами и парой 10-дюймовых сабов. Возможно, даже что-нибудь из Polk Audio – в прошлом поколении у них были очень вкусные "десяточки". Новые, надеюсь, тоже не разочаруют.

Выводы



Что касается звучания, то новая акустика явно продолжает традиции прежнего поколения DB. Хлёсткое и напористое звучание на СЧ и ВЧ, панчёвый бас – всё это осталось и в новом поколении. Гораздо больше изменений произошло во внешнем виде. Кто-то назовёт новый стиль более брутальным, кто-то – упрощённым, но это на самом деле всё дело вкуса.

Из относительно значимых конструктивных изменений – и без того малая посадочная глубина НЧ/СЧ динамиков уменьшилась ещё на 5 мм, да и твитеры тоже стали меньше. Одним словом, серия подверглась не столько модернизации, сколько "фейслифтингу", в целом сохранив прежний характер.

  • Хорошая динамика, интересное звучание в мидбасовом диапазоне
  • Возможность выбора ориентации твитеров
  • Переходные кольца для НЧ/СЧ динамиков в комплекте

  • Новая серия DB+ выглядит не так эфектно, как прежняя DB
  • Несколько "синтетичный" характер ВЧ



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus