Комплексный апгрейд
Тест модернизированного 4-канального усилителя E.O.S. Classic 50

E.O.S. Classic 50 известен уже не первый год, но конкретно в таком исполнении компания PIT начала продавать этот усилитель недавно. Как и некоторые другие модели E.O.S., он тоже подвергся "заводскому тюнингу" – в новой версии заменены некоторые элементы. А самое интересное, что кроме теста обновлённого усилителя в этот раз удалось ещё и оценить, к чему может привести лишь частичное повторение этого твика. Будет полезно для тех, кто захочет проапгрейдить уже имеющийся усилитель.

Конструкция



Итак, внешне это всё тот же старый добрый Classic 50 в строгом лаконичном дизайне. Как и полагается усилителю топового уровня, это почти чистый оконечник – никаких лишних регулировок кроме чувствительности входов. Причём для каждого из четырёх каналов своя – идеальное решение для процессорной системы, которое позволяет оставить в нулях цифровые регулировки.







В комплекте идёт "прогревочный" диск. Процедура далеко не лишняя не только для акустики, но и для усилителей. В домашнем High End это хорошо понимают, а вот в автомобильной технике, к сожалению, к этому часто относятся со скепсисом. Хотя никакой "аудиофилической" эзотерики тут нет, чистая физика – полупроводникам и конденсаторам необходимо время для стабилизации параметров. И чем выше класс усилителя, тем сильнее заметна разница между абсолютно новым и "прогретым" усилителем.



Открываю крышку, перехожу к главному. Плата осталась всё та же, элементная база – почти та же. Электролиты ELNA, Rubycon и довольно редкие George Acoustic серии Ultimate IV, плёночники WIMA MKP4, – всё это ставилось в усилитель с самого начала производства и в большинстве частей схемы замены не требует.





Выходные каскады на спаренных биполярах тоже не претерпели изменений. Те же Sanken используются, на минуточку, и в некоторых домашних усилителях, только с ценник у такой "домашки" подлиннее.





А вот, собственно, и изменения. Первое (но не единственное) – прежние операционные усилители AD825 на входах уступили место LME49710. Так же, кстати, как и в новой версии E.O.S. Classic 100.



И что особенно важно – операционники заменены не одни, а вместе с конденсаторами в обратной связи – теперь здесь стоят Silmic II.



Обращаю на это особенное внимание, потому что положительный результат принесла именно комплексная замена. Замена, к примеру, одних лишь операционников приводит совсем не к тому результату, который можно было бы ожидать.

Звучание



Собственно, почему я так уверенно говорю об этом. Дело в том, что ко мне в руки попали сразу два Classic 50. Первый – это полностью модернизированный усилитель с новыми операционниками и конденсаторами в обратной связи. Именно такой и предлагается сейчас компанией PIT. Второй усилитель – "рабочий" экземпляр, в котором в одной паре каналов заменены только операционники (обратная связь осталась нетронутой), а во второй паре и вовсе всё осталось без изменений.

Прежняя версия с AD825 на входе

Для начала неплохо бы освежить в памяти характер прежней версии Classic 50. Детальность достаточно высокая, сцену рисует глубоко, что говорит о хорошей микродинамике. Но при этом деликатен, не вытаскивает детали на передние планы и не старается приукрасить звучание. В целом характер размеренный и мягкий (не путать с "замыливанием"), располагающий больше к спокойной классической музыке. Бас достаточно разборчивый, но немного облегченный. В этом диапазоне порой всё же хочется чуть больше агрессивности. Одним словом, усилитель для качественной музыки без лишней нервозности.

Версия с LME49710 без замены конденсатора

Вот здесь как раз и есть важное наблюдение, которое будет полезно любителям твика. Если заменить только одни лишь операционники, но не трогать обратную связь, то звучание становится немного интереснее на НЧ, но... заметно упрощается на СЧ и ВЧ. По крайней мере, из всех трёх услышанных мной версий именно эта заняла почётное третье место. Собственно, именно поэтому она так и осталась "рабочей", а покупателям предлагается версия с комплексной заменой – LME49710 плюс Silmic II в обратной связи. Только такое сочетание приводит к улучшению звучания в целом.

Кто там обычно вангует звучание по маркам заменяемых операционников без учёта остальной части схемы? Сдаётся мне, получившиеся результаты – камушек в ваш огород.

Версия с LME49710 и Silmic II в обратной связи

Полностью обновлённый Classic 50 звучит совсем иначе и, на мой взгляд, из всех трёх вариантов уверенно выходит в лидеры. В таком исполнении он не стал ядрёно-агрессивным и в целом сохранил свою степенность и деликатное благородство. Но теперь звучание уже не томно-расслабленное, а более точное и аналитичное. Образы на звуковой сцене стали чётче, пространство вокруг инструментов стало прозрачнее.

Если прежний усилитель склонял к тому, чтобы поглубже утонуть в кресло и, засыпая, слушать любимые треки, то теперь начинаешь больше обращать внимание на детали. Усилитель по прежнему не старается их выпятить, но уже и не так скромничает. Заметно изменился бас. Он стал более сочным и "мясным", не потеряв при этом в артикуляции.

Чем подключать?

А ещё обновлённый Classic 50 хорошо "чувствует" замену межблочных кабелей, что заставляет уделить этому особое внимание. Впрочем, так было и с прежней версией. Попробовал несколько вариантов. Тем более, что на момент прослушивания в наличии были несколько межблоков E.O.S., так что грех было не воспользоваться случаем. Слушал, стараясь переключаться между ними как можно быстрее. Чтобы не распыляться, выбрал лишь несколько показательных треков в Hi-Res. Так получилось, что в основном классической музыки. Источник – всё та же ESI Juli@ в PCI-боксе с отдельным питанием, подключенная к ноутбуку.

Для начала отмечу E.O.S. Air 10. Он показал очень цельное и комфортное звучание, но как-то упростил его что ли – большой симфонический оркестр зазвучал как камерный. Он хорошо подошёл бы к усилителю с более резким и задиристым характером, но уж точно не к Classic 50.

Потом в тракте побывали Symphony S1, Tanais 30 и Tanais 70. Самым, пожалуй, интересным вариантом для этого усилителя показался Tanais 70 – и детальность достаточно высокая, и объём звуковой сцены сохраняется, и лишнего украшательства в звук не привносится. В общем, его в пару к Classic 50 точно могу рекомендовать как самый универсальный вариант.

Измерения



Вначале характер гармоник. В этом плане Classic 50 практически повторяет протестированный ранее E.O.S. Classic 100 – более-менее заметна лишь вторая, немного третья и четвёртая. Спектр "почти ламповый". С повышением кратности уровень гармоник стремительно падает и теряется в шумах. И это при том, что шумы очень низкие – "плещутся" где-то за отметкой в -100 дБВ, это почти нижняя граница чувствительности измерительного комплекса.

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 100 Гц + 120 Гц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц


Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


Примечательно, что искажения низкие уже начиная с самых малых уровней сигнала. Наглядная иллюстрация того, что в описании к усилителям E.O.S. обычно называется Real Class AB – на малых уровнях сигнала усилитель работает в чистом классе А и лишь с повышением уровня переходит в режим АВ. Отсутствует типичная "проблема первого Ватта":

Зависимость КГИ от выходной мощности при работе на 4 Ом (зелёная кривая) и 2 Ом (синяя кривая)


Запас неискажённой мощности выше заявленного. По описанию усилитель выдаёт 50 Вт на 4 Ом, на деле же ограничение наступает при более высоких мощностях:

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 72 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 96 Вт


Кстати, попутное наблюдение. E.O.S. Classic 50 – один из немногих усилителей на моей памяти, в котором чувствительность входов хорошо согласована со способностями самого усилителя. По крайней мере, при подключении к источнику с обычными 2-вольтовыми выходами регулятор можно ставить в любое положение вплоть до максимальной чувствительности, не опасаясь получить фоновое шипение или перегрузку. По крайней мере, на измерениях довести усилитель до клиппирования удалось только при почти максимальном положении регулятора.

Выводы



В целом характер у Classic 50 оказался довольно близок к его двухканальному брату Classic 100. В системах с поканальным усилением он лучше всего покажет себя в СЧ и ВЧ звеньях. Если же ему предстоит работать на НЧ звено, то лучше подобрать динамики с относительно мягкими подвесами и лёгкими диффузорами. В связке с "тяжёлыми" динамиками (скажем, Brax Matrix 6.1PP или что-нибудь в этом роде) усилитель может показаться скучным и не слишком динамичным, он просто не раскроется.

Апгрейд однозначно пошёл усилителю на пользу. Обновлённый Classic 50 всё так же аккуратен, музыкален и деликатен. Но при этом на СЧ и ВЧ он стал более аналитичным и "прозрачным", а на НЧ звучание стало более плотным и весомым.

  • Деликатное звучание
  • Высокая детальность
  • Продуманная конструкция
  • Качественная сборка

  • В связке с "тяжёлыми" динамиками может себя не раскрыть



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus