Баланс цены и возможностей
Тест 4-канального усилителя Best Balance FAN-80.4 и 1-канального усилителя Best Balance FAN-400.1
Best Balance – пока ещё новое имя в мире car audio. Это отечественный бренд, который был создан в конце прошлого года и ориентирован в основном на молодую аудиторию. Самое интересное, что его создатели не пошли по наезженному пути – в ассортименте не предполагается кричащей эстрады, тугих сабвуферов-насосов и дурных усилителей, похожих на сварочные аппараты с возбуждением от RCA. Ориентир был взят на доступные решения для SQ-систем.
Что ж, задача амбициозная. Насколько получится соответствовать этим принципам на деле, и под какие запросы Best Balance подойдёт лучше всего – вот это и предстояло выяснить. Для начала – на примере усилителей серии Fanatic.
Когда я открыл коробки и взял их в руки, сразу промелькнула мысль, "где-то я уже это видел". Собственно, долго вспоминать не пришлось – похожий дизайн корпусов имеют усилители AMP Panacea и AMP One.
На самом деле всё оказалось просто, AMP и Best Balance действительно "родственники", что и подтвердилось в личном разговоре с Андреем Вахтиным (кто не в курсе – создатель бренда AMP). Собираются они на одной фабрике и, кстати, на тех же самых линиях, что и Zapco и Steg.
Тем не менее, родство не означает идентичность. По словам создателей бренда, пришлось поэкспериментировать с элементным составом, так что сравнивать те же AMP и Best Balance лучше не по фотографиям (как это любят в доблестных и всезнающих "диванных войсках"), а в реальных системах. От себя добавлю, что малейшие изменения порой действительно меняют всё до неузнаваемости. Даже толщина медного слоя в платах – и та имеет значение, а уж элементный состав – и тем более. В общем, смотрим в деле.
Конструкция
На внешней стороне долго задерживаться не стану, отмечу основные моменты. Корпуса 4-канального FAN-80.4 и 1-канального FAN-400.1 имеют одинаковые размеры и могут устанавливаться "этажеркой".
Если усилители будут устанавливаться на виду, шильдики с логотипами можно при необходимости переворачивать, они крепятся просто на паре винтов под шестигранник.
Из оснащения в обоих усилителях имеются переключатели чувствительности входов (RCA-входы можно использовать как высокоуровневые) и системы автоматического включения по наличию сигнала. В 4-канальнике имеется селектор каналов, который позволяет усилителю работать только от одной пары входов (задействуются входы каналов 1/2). Фильтры имеют намёк на поканалку, верхний предел настройки – 3,5 кГц.
Поначалу не врубился в режим Dupe в каналах 1/2, в описании о нём как-то расплывчато говорится. Выяснил, что это полосовой фильтр, который рулится одновременно с каналами 3/4. Точнее, получается так – сигнал каналов 1/2 пропускается через фильтры каналов 3/4. Сами каналы 3/4 при этом могут быть включены в каком угодно режиме. Режим Dupe активен только когда селектор входов стоит в положении "2 канала".
В моноблоке всё более предсказуемо, тут классический "джентльменский набор" – ФНЧ, сабсоник и бас-буст.
В комплекте к 1-канальнику идёт дистанционный регулятор уровня.
Внутри, как и полагается D-классу, всё компактно. В 1-канальном усилителе драйвер построен на IRS2092.
Драйвер в 4-канальнике выяснить не удалось, но, учитывая родство, предположу, что использовано тоже что-то вроде IRS2092 или IRS2093.
И да, небольшая деталь – в обоих усилителях предохранители стоят внутри корпуса. Логика в этом есть, если они перегорают, для поиска причины без "хирургии" всё равно не обойтись.
Звучание
Понятное дело, всё внимание сосредоточил на 4-канальном Best Balance FAN-80.4. Усилитель определённо не безликий и имеет свой ярко выраженный звуковой почерк. Звучание острое, чёткое, без "мыла" и даже с каким-то нарочитым подчёркиванием атаки.
НЧ диапазон контролируется хорошо – бас на клубной музыке или каком-нибудь качественном трансе вроде Audiomatic, как и полагается, бьёт в грудь тяжёлым резиновым мячом, а не плюхает подушкой. При этом ход у динамиков невелик даже на приличной громкости – усилитель держит их крепко.
Но если на бодрой электронике Best Balance безоговорочно хорош, да и для рока напористое звучание идёт только в плюс, то ценители "живого" инструментала, джаза или классики – народ со своими капризами, и тут усилитель может быть расценён двояко.
С одной стороны, кто привык к мягкой и тёплой подаче, наверняка посчитают звучание слишком холодным, острым и бесцеремонным. Оно и правда не располагает к томному прослушиванию с закатыванием глаз от согревающего звучания "Бехштейна". С другой стороны, кому больше нравится напор и энергетика "Стейнвея", скорее всего, останутся довольны. В общем, тут уже каждый по своим вкусам должен ориентироваться.
Измерения
Работа фильтров
К моноблоку FAN-400.1 по части фильтров вообще никаких вопросов – всё работает ровно так, как и обещано.
Бас-буст, правда, какой-то уж очень ломовой, его даже на отдельный график пришлось вынести – усиление около 20 дБ в максимальном положении крутилки. При регулировке нужно быть осторожнее.
У 4-канальника FAN-80.4 фильтры в каналах 1/2 и 3/4 неравнозначны. В первой паре – только ФВЧ и режим Dupe (о нём рассказал чуть выше). Крутизна ФВЧ невысокая, но характеристика стабильна во всём диапазоне регулировки. А он здесь, к слову, широкий. В минимальном положении фильтр, фактически, выключен (заявленная частота среза всего 10 Гц).
ФВЧ каналах 3/4 имеет примерно тот же характер, а вот АЧХ фильтра нижних частот имеет более привычный вид. В принципе, всё выглядит вполне пристойно. С бас-бустом обошлось уже без экстремизма. Он, кстати, задействуется только при включении ФНЧ.
Гармонические и интермодуляционные искажения
К моноблоку снова никаких претензий – шумы, гармонические и интермодуляционные искажения невысоки.
4-канальнику в этом плане сложнее, ему приходится в полную полосу трудиться. Делает он это немного жестковато – "лишние" гармоники есть в том числе и на малом уровне сигнала, интермодуляционные искажения средние.
И снова привожу график, показывающий характер гармонических искажений на разных частотах. Нагрузка 4 Ом, мощность сигнала около 1 Вт, график для удобства приведён к отметке 0 дБ. Вот она – наглядная иллюстрация характера звучания.
Обратите внимание, начиная примерно с 300 Гц преобладает 3 гармоника, что на слух как раз и проявляет себя как тот самый "холод" в звуке. Сравните, к примеру, с аналогичным графиком недавно протестированного Audison AP F8.9 bit. Прелюбопытная характеристика, не правда ли?
Оценка уровня искажений и запаса мощности
Тут всё более-менее привычно. У моноблока искажения на удивление невелики. Работа на 1 Ом – без вопросов, усилитель справляется с такой нагрузкой играючи. Измерения проводил на сигнале частотой 60 Гц.
- Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,06%
- Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
- Коэффициент гармонических искажений (1 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 211 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 302 Вт
- Номинальная выходная мощность на 1 Ом (THD=1%) – 539 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 259 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 436 Вт
- Максимальная выходная мощность на 1 Ом (THD=10%) – 660 Вт
Для 4-канальника график формально выглядит не так красиво, но, по большому счёту, вопросов тоже не вызывает. На 2 Ом работает легко, запас мощности достаточный. Измерения – согласно рекомендациям CEA, на частоте 1 кГц.
- Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,1%
- Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,2%
- Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 81 Вт
- Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 121 Вт
- Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 98 Вт
- Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 152 Вт
Выводы
Вернусь к тому, с чего начал – Best Balance заявлен как доступный бренд с явным уклоном в SQ. На мой взгляд, усилители это вполне подтвердили. Во-первых, цены на момент теста составляют 16000 и 13000 рублей для 4-канальника и моноблока, соответственно. Для показанных возможностей это более чем умеренная цена.
Во-вторых, Best Balance явно имеет свой звуковой почерк. По крайней мере, 4-канальник FAN-80.4 точно понравится тем, кто предпочитает чёткое, кристально-холодное и даже немного острое звучание. А приличный энергетический запас и хорошая работа на нагрузку с пониженным импедансом только добавляют обоим усилителям очков.
- Невысокая для показанных возможностей цена
- Компактные и добротно выполненные корпуса
- Расширенные диапазоны регулировки фильтров в 4-канальнике
- Наличие сабсоника в 1-канальном усилителе
- Стабильная работа на нагрузку с пониженным импедансом
- Чёткое и кристально-прозрачное звучание
- Искажения у 1-канальника ниже, чем у большинства басовых моноблоков
- Невысокая крутизна ФВЧ в 4-канальнике
- На некоторых жанрах холодная звуковая подача может оказаться некстати
Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus