Физика звуков
Тест 3-полосных компонентных акустических систем Audible Physics 3DEV

Знакомьтесь, Audible Physics. Не слышали о таком? Это объяснимо: масштабы производства у этого бренда действительно небольшие, а трубить о себе на каждом углу в мелкосерийном High End не принято – тут статус нужно доказывать делами. Тем не менее, назвать бренд мелким как-то язык не поворачивается, пожалуй, это один из "законодателей моды" в проектировании динамиков для High End акустики.

Разработчик динамиков под этим именем и, собственно, владелец Audible Physics – Rishi S Gurbani. У него неоднократно пытались купить его бренд что в каком-то смысле говорит само за себя. Риши довольно смело экспериментирует с материалами и, к примеру, в своё время даже "задал тон" в производстве широкополосников с металлическими диффузорами – некоторые китайские фабрики, выпускающие такие динамики, были вдохновлены именно его экспериментами.

Производство Audible Physics расположено в Индонезии, хотя сам комплект 3DEV несёт на своём борту недвусмысленную надпись Born in UK. Формально на это действительно есть право, динамики Риши разработал, когда находился в Великобритании. Впрочем, на мой взгляд, это уже не столь существенные детали.

Комплект Audible Physics 3DEV я впервые увидел в Финляндии во время недавней поездки на Зимний Кубок SQC Club. Цена кусачая – 1800 Евро. Но кто сказал, что High End должен стоить дёшево? Опуская подробности, акустика отправилась в Россию, и было грешно отказываться, когда представилась возможность изучить её поближе. Отдельное спасибо за это Алексею Гусельникову, у него на правильную технику чутьё – как у белки на орехи. В общем, давайте смотреть, что за орешки приехали в этот раз.



Конструкция



Итак, в серию 3DEV входят НЧ/СЧ динамики, СЧ динамики и твитеры. Кроссоверов нет, комплект изначально рассчитан на процессорные системы.



Алюминиевые установочные кольца идут к каждому из динамиков. Всё выполнено в едином стиле и имеет весьма высокое качество.



Отличительная черта всех излучателей – диффузоры из магниевого сплава. Материал сколь многообещающий, столь же и капризный. Но, судя по информации в интернете о других моделях Audible Physics, производитель его любит.



Посадочный диаметр НЧ/СЧ динамика чуть больше, чем у большинства стандартных 6.5-дюймовых головок, но некритично – на пару миллиметров. Магнит закрыт алюминиевым кожухом, в описании есть его размеры – 80 х 18 мм.



Центрирующая шайба относительно крупная. Понятно, что не для большого хода, а для лучшей линейности в пределах обычного хода. Подводящие выполнены почти классически – плетёные поводки идут непосредственно к каркасу звуковой катушки.



СЧ динамик выполнен в корзине стандартного 3-дюймового размера. Материал диффузора – тот же магниевый сплав, что и у НЧ/СЧ динамика.



В магнитных системах на этот раз используется кольцевой неодим. Катушка, кстати, такого же диаметра, что и у НЧ/СЧ динамика – 25 мм.



Намотка выступает за пределы магнитного зазора на 1,5 мм, т. е. линейный ход диффузора составляет 3 мм от края до края, чего для СЧ динамика хватит даже с запасом.



Твитеры выполнены в закрытых корпусах и имеют опять же магниевые излучающие купола диаметром 25 мм с невысоким профилем на тканевом подвесе. Для крепления предусмотрено кольцо, заворачивающееся на корпусе подобно гайке.



В общем, пока первые впечатления от акустики остались положительными. Смотрим, что динамики умеют в деле.

Измерения



Описание приводит внушительный список заявленных параметров, которые довольно точно совпали с фактическими. Впрочем, повторяемость тут даже не самое главное – динамики действительно оказались очень хороши, чуть дальше всё сами увидите.



Заявленные / фактические параметры Audible Physics 3DEV T6.25:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 53 Гц / 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15 л / 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,50 / 7,51
  • Qes (электрическая добротность) – 0,63 / 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,56 / 0,58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г / 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м / 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,5 дБ / 87,2 дБ


Заявленные / фактические параметры Audible Physics 3DEV T3.25:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 132 Гц / 145 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,68 л / 0,53 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,29 / 2,46
  • Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,51
  • Qts (полная добротность) – 0,42 / 0,42
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,9 г / 2,9 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,9 Тл м / 4,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,2 дБ / 87,2 дБ


Для начала потерзаю НЧ/СЧ динамики Audible Physics 3DEV T6.25. Судя по всему, их можно смело использовать не только в трёхполосном комплекте, но и в двухполоске – вверх они играют легко и уверенно, причём даже без характерного выброса АЧХ на верхнем краю своего диапазона. Выше 2 кГц начинается зависимость от угла разворота, но для калибра 6.5 дюймов это как бы само собой разумеющееся.



Для динамика со столь большой открытой частью конуса диффузора (колпачок здесь небольшой, ровно по размеру катушки) график фазы выглядит достаточно ровно. Баланс между жёсткостью, массой и задемпфированностью найден удачно – диффузоры уж точно не из пивных банок отштампованы.



С искажениями картина благоприятная. В основном преобладает вторая грамоника, разве что в районе 300 Гц и немногим ниже 2 кГц более-менее заметна третья. Уровень КГИ нигде не переваливает пятипроцентный порог.



Со среднечастотниками – отдельная история. По сути, это почти широкополосники, которые могут играть очень и очень высоко. Более того, в отличие от всех "шириков", которые мне доводилось щупать своими руками, Audible Physics 3DEV T3.25 не требуют сильной эквализации, разве что небольшой "холмик" в районе 2,5 кГц прибрать.



График фазы тоже подтверждает эту нетипичность – до 6-7 кГц диффузор ведёт себя практически идеально. Да и дальше почти не буйствует, это большая редкость для таких динамиков. Откровенно говоря, пока это лучшие 3-дюймовые среднечастотники, которые когда-либо бывали в моей лаборатории. После такого жутко интересно посмотреть модели Audible Physics, которые заявлены именно как широкополосные, надеюсь, когда-нибудь получится оценить и их тоже.



Искажения невысоки. Как и следует ожидать от правильного 3-дюймового динамика, заметное снижение КГИ начинается выше 600-700 Гц, но до этой отметки он работает тоже без каких-либо косяков. По крайней мере, на деле 3DEV T3.25 можно спокойно резать от 350-400 Гц.



Теперь к твитеру 3DEV T1.25. При его развороте совсем "в лоб" АЧХ неидеальна, но зато посмотрите, как она выравнивается, если твитер повернуть под совсем небольшим углом. При классической ориентации на точку между подголовниками должно получиться самое то – ровно и правильно.



Судя по всему, твитер изначально разрабатывался с учётом таких вот автомобильных условий установки.



Высокочастотник можно смело использовать в двухполосной системе, особенно учитывая, что НЧ/СЧ динамик 3DEV T6.25 неплохо работает на верхней середине. Но если подходить уж совсем бескомпромиссно, то лучше всего он приживётся именно в "трёшке" с частотой раздела с СЧ динамиком где-то от 5-6 кГц – выше этой отметки искажения становятся вообще до неприличия низкими.



В общем, твитер оказался под стать остальным компонентам – совсем не прост. Сделать красивую оболочку нынче может любой производитель, но подойти к делу вот так, чтобы начинка ей соответствовала, получается далеко не у каждого.

Выводы



Скажу откровенно – впечатление акустика произвела сильное. В ней нет какого-то внешнего пафоса или вычурных элементов, но она оказалась очень красивой именно с инженерной точки зрения. High End? Безусловно.

Послушал в своей системе, попробовал поиграться с разделом полос. Но после измерений, в принципе, ничего нового для себя не извлёк: динамики могут работать в очень широких частотных диапазонах, делают это ровно, предсказуемо и можно даже сказать, хрестоматийно, поэтому свобода в настройках получается редкая.

Расписывать детально характер звучания не вижу смысла, в каждой системе всё получится индивидуально. Ясно одно - потенциал у компонентов огромен. Причём при удачной установке можно реально обойтись практически без эквализации сигнала даже при самом придирчивом подходе, а это большая редкость.

  • Высочайшее качество изготовления
  • Широкие возможности для настройки стыков полос
  • Есть реальная возможность обойтись без эквалайзера

  • Практически никаких



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus