Вторая генерация
Тест второго поколения 8-канального усилителя с 10-канальным процессором AMP Euphoria

А пока кто-то спорит и рассуждает, насколько хороши или плохи усилители со встроенными процессорами, разложу по полочкам очередную модель, оказавшуюся у меня в лаборатории. Без лишних домыслов, аргументировано, с изучением конструкции, инструментальными измерениями и анализом работы.

Стоп, – скажет внимательный читатель. А ведь, кажется, AMP Euphoria (он же – AMP DA-60.8DSP) уже был на тестировании в CarMus? Да, это так, но то было первое поколение, а относительно недавно эта модель обновилась. Тихо и без лишней шумихи, хотя и с основательным перетряхиванием начинки. При этом цена осталась на прежнем уровне – 40000 рублей на момент теста. Для восьми каналов усиления и десяти каналов процессора – вменяемо. Смотрим, что умеет вторая генерация этой модели.

Разбор конструкции



Внешне усилитель остался ровно тем же, что и был. Очень компактный корпус с односторонней компоновкой разъёмов, почти все подключения реализованы через Molex-разъёмы.



Все "хвосты" идут в комплекте, выполнены качественно, сечение проводов достаточное, не в "три с половиной волосины", как это иногда бывает.



В охлаждении усилителя участвует весь корпус целиком, включая нижнюю поверхность, а потому кронштейн крепления из комплекта предусматривает слегка "приподнятый" монтаж.



Нагрев усилителя, впрочем, умеренный. Часть тепла отводится через радиаторы внутри корпуса с помощью "принудиловки", выводящей воздух через боковую стенку.



Питание подключается либо через общую фишку, либо через отдельные терминалы под кабель 8 Ga. Индикатором включения служит подсвечивающийся изнутри предохранитель – необычное решение, но почему бы и нет?



К процессору можно подключить проводной пульт – он нужен не во всякой системе, а потому идёт как опция.



Набор входов состоит из 8-канального высокоуровневого, 2-канального линейного и цифрового оптического. Отдельным пунктом идёт опциональный модуль Bluetooth для потоковой передачи аудио. Все входы равнозначны, переключение между ними производится с пульта. Правда, предусмотрен небольшой лайфхак, позволяющий в некоторых случаях обойтись и без него.

Дело в том, что в общем разъёме есть провод, обозначенный как "сигнал заднего хода". При появлении на нём напряжения усилитель принудительно переключается на высокоуровневые входы. Изначально это сделано, чтобы не "потерять" при апгрейде аудиосистемы сигнал со штатных парктроников, но ничто не мешает использовать его и как упрощённый селектор входов.



Теперь к самому интересному – к начинке. Напомню, вот так выглядел внутри AMP Euphoria первого поколения:



А вот это я открыл уже новый усилитель. Посмотрите, в целом компоновка осталась той же, но сразу бросается в глаза подросший трансформатор блока питания и иная реализация силовых ключей блока питания.



По словам Андрея Вахтина (кто не в курсе, основатель бренда AMP), при разработке нового поколения "Эйфории" одной из задач было увеличение именно силового потенциала этой модели. Результат в цифрах покажут измерения.



Усилительная часть вроде бы без видимых изменений. Но тут ключевое слово – видимых. Силовые чипы закрыты радиатором, через который вентилятор прогоняет воздух. Включение вентилятора, кстати, упреждающее – сразу с увеличением уровня сигнала, а не когда всё уже нагрелось до состояния "бегите за огнетушителем, а я тут пока подую".



Отсутствие видимых изменений не означает, что под радиатором всё осталось прежним. В оконечной части вместо "филипсовских" чипов D-класса TDA8920 стоят более мощные TDA8954. Первые дают возможность снять до 2 х 80 Вт при максимуме питающего напряжения по 30 В в плече. Вторые – до 2 х 200 Вт при питании по 41 В в каждом плече.

Теперь снова смотрим блок питания в "Эйфории". Во вторичных цепях стоят буферные конденсаторы на максимальное напряжение 35 В, а это значит, что чипы работают далеко от предельных режимов. Следовательно, кроме увеличения мощности по сравнению с первой версией можно ожидать и повышения надёжности усилителя в целом.

Вот так выглядела усилительная часть в первом поколении:



А вот это – уже новая Euphoria. Смена чипов потребовала смены обвязки и состава компонентов в выходных фильтрах:



Процессорная часть по-прежнему выполнена на серьёзном вычислительном чипе семейства TMS320 от Texas Instruments. Эта архитектура в своё время создавалась для задач обработки звука в домашнем кинотеатральном High End. В первой генерации AMP Euphoria чип показал себя на удивление хорошо. Вот так выглядела субплата раньше:



В новом поколении изменилась обвязка процессора:



Наверное, единственное, что осталось без особых изменений – это плата оптического входа, выполненная отдельно и закрепленная на основной части корпуса.



Управляющая программа ровно та же, что и для первого поколения AMP Euphoria. Удачная цветовая гамма, всё читается даже при ярком свете, все настройки в одном окне. Последнее, правда, является же и недостатком – на небольшом экране ноутбука циферки в окошках маловаты. По меткому выражению Александра Лысенко, имевшего дело с этим процессором, "как вслепую играть на гитаре".

Много говорить о программе не стану, отмечу лишь несколько плюсов и минусов, которые, на мой взгляд, можно отнести к ключевым:
  • Выбор источника непосредственно из программы
  • Возможность задать входные уровни каждого канала
  • Возможность указать мостовые пары каналов
  • Вывод графиков работы фильтров сразу для всех каналов или выборочно
  • Выставление задержки в миллисекундах или сантиметрах
  • Возможность быстрого мутирования отдельных каналов
  • Наличие мастер-громкости (тоже важно, не во всех процессорах предусмотрено)
  • Быстрое отключение/включение эквалайзера или отдельных полос
  • Настройка эквалайзера перетаскиванием точек на графике и скроллингом мыши
  • Возможность линковать каналы для настройки в произвольном порядке
  • Выбор типа фильтра (Бессель, Баттерворт, Линквиц-Райли)

  • Нельзя микшировать сигналы с разных входов
  • Графики эквалайзера показываются на общей картинке только для выделенного канала и только в момент регулировки
  • На небольшом мониторе отдельные элементы требуют соколиного зрения




Измерения и анализ работы усилительной части



Так уж вышло, что с момента предыдущего теста количество измерений в тестах прибавилось, так что новое поколение получится проанализировать даже чуть поглубже. Итак, для начала – что выдаёт усилитель при малом и обычном уровнях полезного сигнала. На вход подаю 1 кГц.

Уровень шума невысокий, спектр гармоник относительно задиристый. К слову, подобные спектры имели большинство "классических американцев" – старые Rockford Fosgate, Soundstream, US Amps и т. п. Немного не по аудиофильски, но на многих музыкальных жанрах такое звучание воспринимается как нарочито напористое и энергичное.



Для оценки интермодуляционных искажений на вход подаю уже двухтональные сигналы. Тут картина похожая – неидеально, но в пределах разумного.



Интересно, что на сверхмалых уровнях сигнала вторая гармоника невелика, а с возрастанием становится доминирующей. Такая картина наблюдается во всём частотном диапазоне, поэтому характерной "дроблёности" и чрезмерной жёсткости в звуке не ощущается. Но про звук ещё скажу чуть позже.



Силовой потенциал нового AMP Euphoria действительно заметно вырос. Если прежние измерения показали номинальные значения мощностей 55 и 75 Вт, соответственно, на 4 и 2 Ом, то с новой усилительной частью ограничение сигнала наступает при более высокой выходной мощности:



  • Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 4 Ом) < 0,05%
  • Коэффициент гармонических искажений (P=0,1 Pmax, 2 Ом) < 0,06%
  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 66 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 98 Вт


Причём, заметьте, усилитель отлично работает на 2-омную нагрузку, искажения при этом практически не увеличиваются, и график КГИ от мощности практически полностью повторяет таковой на 4-омную нагрузку. Больше того, каналы можно ещё и мостить, и с мостовой пары можно будет снять уже под две сотни Ватт. Хватит для самых тяжёлых мидбасовых динамиков или даже на какой-нибудь лёгкий сабвуфер с хорошей чувствительностью.

Коротко о звучании и выводы



К сожалению, мне не удалось взять на очное сравнение AMP Euphoria первого поколения, поэтому сравнить с ним новое поколение довольно сложно – слуховая память быстро переходит в ассоциативную, уж так устроен механизм слухового восприятия человека.

Прошлый усилитель запомнился неожиданно для своей ценовой категории красивым, детальным и открытым звучанием. У нового же усилителя сильная сторона – заметно возросшая энергетика звучания. Система нисколько не "зажимается" с увеличением громкости.

Будучи у Андрея Вахтина, бегло послушал этот усилитель с акустикой AMP SUA 17.2, установленной в фазоинверторных корпусах. Отметил тот факт, что даже с полностью распущенной вниз полосой, на довольно жёсткой музыке с бешеным басовым ударом и с приличным уровнем громкости усилитель надёжно "держит" динамики, не отпускает их трепыхаться, как это иногда бывает. А ведь AMP SUA 17.2 – не самая лёгкая для усилителя акустика. Потом обратил на это внимание уже в своём тракте – усилитель действительно хорошо отрабатывает басовый диапазон и контролирует динамики. Мои домашние PSB Synchrony One в этом смысле – тоже ни разу не лёгкие.

По СЧ и ВЧ диапазонам усилитель в целом сохранил нейтральный характер – без типичной грубости D-класса, нарочито подчёркнутой теплоты звучания или, напротив, холодной колкости. Образы на звуковой сцене чёткие, собранные, облаками не расплываются – тоже достаточно важный показатель.

Допускаю, что при очном сравнении с первой версией новый AMP Euphoria может уступить в проработке совсем уж тонких нюансов на ВЧ. Но за счёт возросшей энергетики и напора общее впечатление на большинстве жанров, скорее всего, окажется в пользу именно второй версии. По крайней мере, в ритмичной электронной музыке или в жёстком тяжёлом роке обновлённый AMP Euphoria чувствует себя на удивление уверенно и даже позволяет пошалить с громкостью.

  • Компактный, удобная компоновка
  • Русскоязычное программное обеспечение
  • Может работать без подключения проводного пульта
  • Мощный, хорошо держит даже тяжёлые динамики
  • Усилительные чипы D-класса работают в щадящих режимах
  • Хорошо работает на 2-омную нагрузку
  • Каналы можно включать в мосты, получая с каждой пары под две сотни Ватт на 4 Ом

  • Отдельные элементы программы настройки требуют соколиного зрения



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus