Сабвуфер «для жизни»
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Hertz CS 250

В последнее время с большим интересом слежу за новинками Elettromedia. С тех пор, как компания нарастила потенциал аппаратного комплекса Klippel и начала активнее использовать при разработке динамиков программные комплексы для моделирования, их продукты начали выходить на совершенно иной уровень. В своё время эту разницу наглядно показало сравнение акустики серии Energy и сменившей её серии Cento. Теперь настал черёд сабвуферов Cento.

Всего в серии Cento четыре сабвуферных динамика – размерами 10 и 12 дюймов, в каждом калибре есть модели с 2-омной и с 4-омной звуковыми катушками. Ко мне в лабораторию попала 10-дюймовая модель с 4-омной звуковой катушкой Hertz CS 250 S4.

Чтобы понять, что ожидать от сабвуфера, напомню построение модельного ряда Hertz. В настоящее время он выглядит так:

Hertz Mille Legend (Mille переводится как «тысяча»),
Hertz Mille Pro,
Hertz Cento Pro,
Hertz Cento («ченто» переводится как «сто»),
Hertz Dieci («диечи» переводится как «десять»),
Hertz Uno («уно» переводится как «один»).

Ориентируясь на этот список, сабвуферы Cento можно рассматривать как золотую середину – они должны удовлетворить повышенные запросы по части качества звука, но ещё без ценового экстремизма. Стоимость 10-дюймовой модели на момент теста – 9000 рублей.



Конструкция, первые впечатления



Вот чем отличаются производители, разрабатывающие всё самостоятельно, так это проектированием без оглядки на «универсальность» комплектующих. К примеру, если в динамиках для штатных мест было допустимо (и даже рационально) использовать уже готовые корзины OEM (речь об акустике Audison Prima Для BMW), то в случае с обычными динамиками и сабвуферами всё строится не из готовых комплектующих, а проектируется согласно исходному инженерному замыслу. Ну и в самом деле, если никто не будет разрабатывать ничего собственного, за кем же тогда китайцы повторять будут? Шутка.



К примеру, окна охлаждения здесь выведены не традиционно под фланец центрирующей шайбы, а в основания «спиц» и «смотрят» не в стороны, а практически вниз. Мелочь, о которой почти никто не задумывается, но при такой компоновке потоки воздуха от диффузора не пересекаются с потоками воздуха из недр магнитной системы. В итоге на больших ходах система охлаждения катушки работает эффективнее.



А охлаждение, к слову, тут организовано не совсем обычно. Движение воздуха вдоль катушки организовано с помощью не только окон в корзине, но и отверстий в кольце, соединяющем каркас звуковой катушки и диффузор, и отверстий в самом каркасе катушки. Целая система получается. Снаружи этого практически не видно, но Elettromedia приводит в своих презентациях рисунок динамика в разрезе, где можно отследить эти особенности.



Все эти заморочки – в том числе и для того, чтобы обойтись без традиционного осевого отверстия в керне магнитной системы. Это позволяет ставить динамик, например, в плоские корпуса или тесные стелсы, не заботясь о том, чтобы оставлять свободное пространство позади мотора.



К слову, само по себе кольцо, соединяющее катушку и диффузор пришло в серию Cento из серий постарше. Обычно катушка крепится к диффузору простым клеевым соединением.





Сам диффузор выполнен из полипропилена. Явно со своими добавками, поскольку для таких размеров конус получился достаточно жёстким. К тому же он имеет слегка криволинейную образующую, вместе с колпачком получается традиционный для Hertz профиль V-Cone.



По периметру диффузора – небольшое ребро, дополнительно увеличивающее конструктивную жёсткость конуса.



Ну и напоследок пару слов про комплектацию. Динамик идёт с пластиковым кольцом, закрывающим крепёжный фланец. При желании можно докупить опциональный гриль – он садится как раз под это кольцо и прижимается им. Если что, для 10-дюймовых динамиков грили имеют обозначение Hertz CG 250, а для 12-дюймовых – Hertz CG 300.



Измерение параметров



С соответствием реальных параметров заявленным у Elettromedia всегда всё было хорошо, сабвуфер Hertz Cento – не исключение. Плюс-минус совсем мелочи, которые на работу сабвуфера никак не влияют.



Заявленные / фактические параметры Hertz CS 250:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 28 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 34,5 л / 37,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,40 / 7,06
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,55
  • Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,51
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 154 г / 161 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,7 Тл м / 13,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,6 дБ


Сочетание параметров интересное. Динамик достаточно мягкий, так что Fs получилась ниже, а Vas – выше типичных значений для современных автомобильных «десяток». При этом основной вклад в невысокую полную добротность вносит именно мотор динамика (Qes), а не вязкость подвеса (Qms).

По наблюдениям, такие динамики (как мидбасовые, так и сабвуферные) обладают более драйвовым звучанием, у динамиков с низким Qms звук получается более «вязкий» и скучный. Это в своё время, кстати, ещё Карельский отмечал. Это подтвердилось и при прослушивании, но об этом чуть позже.

Расчёт акустического оформления



Для начала – что предлагает производитель. На этом этапе логично учесть не измеренные, а заявленные параметры, хотя в данном случае это почти одно и тоже. Предлагается только один вариант – закрытый ящик. И это, на мой взгляд, правильно. При полной добротности Qts чуть выше 0,5 это оптимальное оформление. Как ни крути, а для фазоинвертора лучше выбирать динамики с более низкой добротностью.



В принципе, в предложенных 16 литрах динамик будет чувствовать себя неплохо, но результирующая добротность Qtc получается немногим выше классической баттервортовской отметки, так что корпус можно спокойно увеличивать.

При увеличении объёма слегка уменьшится жёсткость воздушной подушки, «подпирающей» диффузор, увеличится его свободный ход, и диапазон работы сабвуфера расширится вниз. Важно, что в данном случае это не приведёт к «болтанке» диффузора – длина звуковой катушки тут достаточная (Xmax=12,5 мм «one-way»), и усилитель не будет «терять» динамик даже при заметном увеличении хода. Разумеется, в меру, это всё же нормальный «музыкальный» 10-дюймовый сабвуфер, а не инфразвуковой «насос».



На самом деле у всего этого вывод короткий – динамик универсальный, и не требует жёсткого соблюдения объёма корпуса, мол, играет только вот так, и ни шага в сторону. Промахнётесь на литр-другой, ничего страшного не произойдёт, сабвуфер тоже будет нормально играть.

Не удержался, попробовал в своей машине в ЗЯ объёмом порядка 20 литров совместно с моноблоком DLS A6. Получился кайфовый такой, «мясной» бас. Стыковка с фронтом – вообще без проблем. По характеру – без крайностей, не точный сухой, но и не рыхлый. Чуть с «жирком», но, на мой взгляд, его ровно столько, сколько нужно. В «афроамериканский бас» не лезет, но на роке, ритмичной электронике и уж тем более популярной музыке весь информативный НЧ диапазон отрабатывает достаточно уверенно для своего калибра.

А что же фазоинверторное оформление? Вообще-то я не люблю использовать его для динамиков с Qts больше 0,5, но когда нужно получить повышенную отдачу, не требуя особой точности баса, этот вариант рассмотреть всё же можно.



В принципе, оформление получается легко реализуемым – больших объёмов не требуется, в 30 литрах и с относительно коротким портом сабвуфер будет работать так, будто на усилителе выкрутили бас-буст на классической частоте 45 Гц. Главное, не забывать включать на усилителе фильтр-сабсоник (если таковой имеется), это избавит от «разбалтывания» динамика на слишком низких частотах.

Выводы



Обычно в выводах стараюсь отходить от личных предпочтений, потому как что одному хорошо, другому может быть не в тему. Особенно это касается сабвуферов. Но в случае с Hertz Cento могу говорить смело – сабвуфер мне понравился. По крайней мере, когда нужно выбрать нормальный универсальный саб «для жизни» в пределах 10 тысяч, чтоб без экстремизма по громкости и преимущественно с уклоном в SQ, то эту «десяточку» я, пожалуй, могу рекомендовать смело.

К тому же у этого саба есть одно важное преимущество – при традиционной «полноразмерной» конструкции динамик не требует оставлять свободное пространство позади магнитной системы, поскольку не имеет в ней осевого отверстия. Можно хоть вплотную «упирать» магнитом в заднюю стенку. Учитывая, что динамик ещё и объёмов больших не требует, получается отличный претендент в компактные сабвуферы-стелсы.

  • Способен хорошо работать в компактных корпусах
  • Не требователен к точному соблюдению объёма ЗЯ
  • Уверенный «мясной» бас практически без скидок на компактность

  • Для любителей «труба шатать» лучше подобрать сабвуфер позлее



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus