Классовый High End
Тест 2-канального усилителя Celestra Classe A35

Совсем недавно я делал отчёт о топовых усилителях Celestra серии VA, и в нём обещал, что отдельно рассмотрю модель Classe A35 – крайне необычную и нетиповую для автомобильной схемотехники. Для понимания, много ли вы видели серийных автомобильных усилителей, в которых упоминание в названии класса А имеет под собой все основания?

Напомню, Джузеппе Руджери (конструктор этих усилителей и, собственно, основатель самого бренда Celestra) позиционирует серию VA как своё самое любимое детище, в которое он вкладывает все свои идеи.

Модель Classe A35 хоть и не содержит в названии VA, но принадлежит к этой же серии, выполнена в том же корпусе, что Celestra VA250 и даже плату использует ту же. Однако усилитель работает в совсем иных режимах, с более высокими токами покоя, да и вообще больше похож на вариант «двухсот пятидесятого», построенный по совсем уж аудиофильским канонам.



Ах, да, ну и пока далеко не ушли, коротко о цене. На момент теста двухканальник Celestra Classe A35 стоит 129500 рублей. По меркам автомобильного аудио дороговато, но если, забегая вперёд, сравнивать с домашкой того же уровня, то это на самом деле так, мороженное на сдачу.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Перед изучением буквально пару слов о подаче. Усилитель продаётся в стильной и антуражной деревянной коробке.





Компоновка полностью повторяет другие усилители серии VA.



Выходные терминалы – под бананы (опять же, недвусмысленная отсылка к домашним усилителям), вилку или, так уж и быть, под зачищенный провод.



Если выбирается последний вариант подключения, терминалы способны принять кабели аж до 8 кв. мм – с запасом, однако.



Батарея предохранителей расположена в непосредственной близости к линейной входной части, однако, как ранее показало изучение усилителей VA, это не стало причиной лишних шумов. Посмотрим, как с этим обстоит дело в Classe A35.



С противоположной стороны – лишь разъёмы питания и Remote. Здесь же – вентиляторы, которые прокачивают воздух через внутренние каналы в радиаторах по бокам корпуса. Они включаются не сразу, а лишь при нагреве выше порогового значения. К слову, если в усилителях VA этого момента приходилось ждать довольно долго, то в Classe A35 они включаются буквально через несколько минут работы усилителя. Но охлаждение достаточно эффективное, корпус хоть и заметно горячеет, но совсем уж огненным, как это иногда бывает, не становится.



Кабели питания подключаются через разъёмные соединения – сначала обжимаются клеммы (здесь идут свои, выполнены с применением технического серебра), потом они вставляются в пластиковые направляющие, и уже потом защёлкиваются на свои посадочные места. При инсталляции это удобней, чем заправлять провода в терминалы на корпусе.



Постепенно перехожу к начинке. Во-первых, основная фишка усилителей Celestra VA (хотя, и некоторых других серий Celestra тоже) – схема без общих обратных связей. Даже на корпусах вынесено «Zero Feedback Design».



Дальше кое-что приоткрывает описание. Указано, что усилитель «Pure A-Class». Предположу, что он работает в режиме А не совсем на всём размахе сигнала, но действительно до приличных уровней: ток потребления при отсутствии сигнала составляет что-то около 4 Ампер (напомню, тут всего два канала).



Внутри Classe A35 и правда сильно напоминает упомянутый выше VA250.



Если присмотреться, то маркировка на плате их родство тоже подтверждает. Впрочем, всё определяют режимы работы различных частей схемы, так что совсем уж об идентичности речи не идёт.











Измерение параметров и характеристик



Ну и раз уж на то пошло, то по измерениям Classe A35 тоже логично сравнивать с VA250. Если тот – наглядный представитель правильного АВ-класса, то этот – и правда на малом сигнале ведёт себя как типичный А-класс. С повышением уровня гармоники появляются, но более-менее заметны лишь самые первые. Гармоники высших порядков отсутствуют вовсе (вернее, настолько малы, что скрываются где-то в мелкой «поросли» шумов). Шумы, к слову, плещутся в среднем где-то ниже отметки -100 дБВ – хороший результат.



Усилитель отлично работает в СЧ/ВЧ диапазоне, с заметным преобладанием «тёплой» второй гармоники. На НЧ коэффициент гармонических искажений подрастает, причём здесь основной вклад начинает вносить уже третья гармоника. Вообще, интересно получается – эдакое условное разграничение на «любимые» и «нелюбимые» диапазоны.



Похожая ситуация сохраняется и при переходе с 4-омной на 2-омную нагрузку. Пока напрашивается предварительный вывод – усилитель лучше всего может показать себя именно в СЧ/ВЧ диапазоне.



Но КГИ – далеко не главный из всех факторов, влияющих на характер звучания, не нужно его переоценивать (хотя есть смысл анализировать то, из чего он складывается). Один из других факторов – фазовая характеристика. Нет ничего хорошего в том, если, к примеру, на ВЧ фаза уезжает как крыша по весне у некоторых (бывает, у иных усилителей её к 20 кГц аж на 180 градусов сдвигает). Здесь же фазовая линейность на ВЧ практически идеальная. На загиб на НЧ можно не обращать внимания: пускать Classe A35 работать на суббасе всё равно никто не собирается.



Я не знаю ни одного усилителя, работающего в классе А (вернее, в режиме А в достаточно приличном диапазоне мощностей), который имел бы большой запас мощности. Несколько сумасшедших примеров из домашки – не в счёт. Classe A35 тоже не предназначен «валить во всю шишку», поэтому у него достаточно ранее (по современным меркам) ограничение сигнала:



В циферках показатели выглядят так:

Мощностные параметры Celestra Classe A35 (измерение на 1 кГц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 44 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 59 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,08%

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 84 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 106 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,09%


Кое-что о скорострельности



В недавнем отчёте по усилителям серии VA я отметил их «скорострельность» – это свойство хорошо воспринимается на слух. Однако позже в обсуждении по этому поводу проскочил скепсис. Что ж, попробую показать инструментально, что умеет Celestra в плане «скорости».

Первым делом, частотный диапазон. Ещё Найквист в своих работах в начале 20 века пришёл к выводам, что для передачи импульсных сигналов тракт должен иметь полосу пропускания как минимум в два раза выше, чем частотный диапазон передаваемого сигнала. И не важно, телеграфные это сигналы или музыкальный сигнал, т. к. последний тоже имеет импульсную природу.

Следовательно, для адекватной передачи музыкального сигнала до 20 кГц хороший усилитель должен иметь собственную полосу пропускания не ниже 40 кГц. Ничего не напоминает? Ба! Да это же спецификация High Resolution Audio!

И сразу поясню: диапазон до 40 кГц нужен не для того, чтобы что-то там воспроизводить в ультразвуке, а чтобы уменьшить переходные процессы в важном для нас звуковом диапазоне. Вернее, вывести все возможные артефакты в более высокочастотную область. Проще говоря, чтобы усилитель не просто не «тормозил» резкие перепады сигнала (те самые моменты атаки), но и делал это чисто, без добавления в него излишеств.

Итак, смотрим, что у нас с полосой пропускания Celestra. Для начала подаю синусоидальный сигнал 20 кГц. Это будет отправной точкой для сравнения:



А усложним-ка мы задачу и увеличим частоту не до 40 кГц, а, скажем, до 100 кГц. «А запросто», – ответил на это усилитель и воспроизвёл его даже без особого снижения амплитуды:



Так какой же вообще частотный диапазон у этого усилителя? Увеличиваю частоту. На 300 кГц амплитуда уже начала снижаться, хотя усилитель по-прежнему сохраняет стабильность работы:



И даже на 500 кГц спокойно работает, хотя, понятное дело, амплитуда ещё ниже. Половина мегагерца, Карл! И синус остаётся синусом!



Отлично, теперь – реакция на сложные сигналы. Например, меандр. На 1 кГц – всё чётко.



На 20 кГц – лишь лёгкое закругление при переходе к «плоской» части сигнала.



Чтобы понять, насколько это на самом деле круто, вот вам для сравнения меандр одного очень уважаемого аудиофильского усилителя, на который молятся многие «свидетели правильного звука». И даже считают его скорострельным, наивные. Не стану называть бренд, ибо у многих триггернёт. Частота – всего лишь 15 кГц. Комментарии нужны?



А что же Celestra? А Celestra даже на 50 кГц сохраняет способность более-менее пристойно передавать форму сложного сигнала. При этом по-прежнему никаких выбросов при переходе к «плоской» части сигнала:



Ну и что теперь насчёт «отсутствия скорострельности» у Celestra? Вот вам, собственно, и пруфы – всё у него со скоростью в порядке.

А что по звуку?



Как бы мы ни старались свести всё к графикам, циферкам и картинкам, самым точным и разносторонним инструментом всё равно остаётся прослушивание. Так что включаю Classe A35 в свой знакомый тракт и…

Давненько я не слышал среди серийных усилителей подобного звучания. Если описывать его одним словом, то лучше всего подойдёт «прозрачное». Да, пожалуй, именно так. Просторное, с обилием деталей и длительными послезвучиями. Порой знакомые треки – аж до мурашек.

При этом чем дальше, тем больше приходило понимание, что это не украшательство звучания дополнительным «воздухом» (гармоники за пределами звукового диапазона, переходные процессы после резких всплесков сигнала и т. п.). Такая «псевдовоздушность» порой сопровождается некомфортной колкостью, а звучание «зернится» на отдельные звуки. Здесь этого нет, звучание сохраняет цельность и естественность, что означает лишь одно – Celestra показывает именно то, что есть в записи. Это, считаю, очень ценно.

В басовом диапазоне усилитель чувствует себя не слишком уверенно и при повышении громкости система начинает заметно подгуживать. Но он и не создавался, чтобы таскать тяжёлые динамики. Хотя, буду откровенен, с лёгкими чувствительными динамиками он справится (по случаю у меня на пару дней в руках оказалась самодельная акустика с легчайшими 8-дюймовыми «шириками», так что успел оценить). В общем, если вас потянуло на систему по мотивам «тёплой ламповой домашки», рассмотреть Classe A35 тоже можно, но это, скорее, исключение из правила.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Шикарнейший усилитель на СЧ/ВЧ звено в системах с большими звуковыми амбициями. Звучание прозрачное, детальное и какое-то даже просторное что ли. Причём это не «псевдовоздушность» с рассыпанием на отдельные звуки – подача цельная, живая, объёмная. Полагаю, её особенно оценят владельцы домашнего недешёвого High End. К слову, по сравнению с домашкой сопоставимого уровня, даже ценник на Classe A35 не выглядит таким уж высоким.

  • Разъёмные соединения для силовых кабелей удобней в инсталляции
  • Полоса пропускания выходит за границу в несколько сотен килогерц
  • Минимумом переходных процессов при передаче сложных сигналов
  • Очень детальное и «прозрачное» звучание на СЧ и ВЧ

  • Корпус гальванически связан с сигнальным «нулём»
  • Желательно позаботиться о хорошем охлаждении усилителя



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus