Ниже, ещё ниже, да, вот так хорошо
Тест твитеров AMP TUA-28P

Попали ко мне в руки твитеры с необычной способностью забираться по частоте непривычно низко (по меркам высокочастотников, разумеется). Не до мидбаса, ясное дело, но в верхнюю середину залезают без стеснения. Продаются отдельно и, судя по модельному индексу TUA-28P, стали частью самой верхней серии А в модельном ряду AMP (который by Andrey Vakhtin, не путать с красноярским брендом AMP).

Цена за пару на момент теста – 17900 рублей, но, забегая вперёд, сопоставимы с моделями заметно дороже, и в премиальном сегменте чувствуют себя уверенно.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Итак, поехали. Для пущего антуражу твитеры продаются в симпатичных и аккуратных деревянных чемоданчиках.







Первое, что сходу обращает внимание – массивные металлические корпуса. Не пластиковые чашечки какие-нибудь, на жвачку к стойкам не прилепишь.

Диаметр корпусов – 53 мм. Диаметр по фланцу – 58 мм. Посадочная глубина – 37 мм. Немаленькие такие «пищики», с огромной акустической нагрузочной камерой.



Корпуса неразборные, винт в центре – просто технологический элемент для сборки. Провода заходят в клеммы с торца и зажимаются винтами.



28-миллиметровые купола закрыты ажурными несъёмными сеточками. Ровно такими же, как в твитерах компонентной акустики AMP SUB-17.2, она как раз недавно тоже была на тестировании.



К слову, сходство не только внешнее, кое-какие комплектующие у этих моделей тоже схожи (те же тканевые купола, к примеру). Но иная нагрузочная камера (здесь она сильно больше), другое наполнение и некоторые внутренние элементы – и по факту абсолютно другой результат. Это так, для любителей «гадать по фото».

Купола достаточно высокие и открытые. Не утоплены в корпус, а окружены относительно плоским фланцем. Потом посмотрим, как это скажется на диаграмме направленности (излучает ли он широко или узким «лучом»).



Измерение параметров и анализ работы



Импедансная кривая намекает на сложное внутреннее строение. Твитер «сухой» (т. е. без ферромагнитной жидкости), однако за счёт наполнения (очевидно, не только подкупольного пространства, но и самой нагрузочной камеры) получается ощутимое демпфирование, и вместо характерного одинокого резонансного горба – несколько невысоких волн. При сопротивлении постоянному току 3 Ом импеданс нигде в частотном диапазоне не выскакивает за 6-омную отметку.



АЧХ спокойная, не буйная. И, кстати, возвращаясь к геометрии купола и плоскому фланцу, обратите внимание, что с разворотом твитера АЧХ лишь приобретает наклон, но почти не кривится. Т. е. если твитеры будут видны под небольшим углом, это не особо навредит их звучанию.



Если быть совсем уж строгим, то кое-какие колебания купола заметить, конечно, можно. Но откровенной ломки нет и, как следствие, нет характерных набегов и отставаний одних частотных составляющих относительно других – на фазовой характеристике обходится без резких ступенек. Сие, конечно, и по АЧХ понятно, но на ФЧХ как-то наглядней.



С понижением частоты рост искажений плавный, без резко выраженной границы, ниже которой твитер начинал бы «лить грязь» в звук. Ну разве что ниже 2-2,5 кГц лениво начинает подтягиваться вверх третья гармоника, но для излучателя с шёлковым 28-миллиметровым куполом это в любом случае достаточно низко.



И вот такая вышла импульсная характеристика, снятая в ближнем поле. Минимум переходных колебаний – очень хорошее свойство. Говорит о сильном моторе и лишний раз подтверждает отсутствие болтанки в самом излучающем куполе.



Проба в деле, эксперименты



Немного предыстории. Около полугода назад довелось попробовать прототипы этих твитеров. На тот момент они были ещё без корпусов и имели открытое акустическое оформление.

Уже тогда было очевидно, что их главная фишка – умение забираться по частоте гораздо ниже большинства высокочастотников на рынке. Именно это их свойство и стало причиной, зачем тут сделана такая огромная нагрузочная камера – она-то и позволила сохранить способность твитеров играть низко (по меркам высокочастотников, разумеется).

Как слушал? Оценку звукового потенциала проводил сначала в лабораторных условиях, потом у себя в машине. Благо, пока стойки в работе, подключить твитеры, покрутить их и погонять настройки можно без проблем.

Как настраивать ФВЧ? Перво-наперво постарался определить нижнюю частотную границу. Чего-то подобного я ожидал, но всё равно немного удивило – AMP TUA-28P можно спокойно резать снизу чуть ли не от 2 кГц (12 дБ/октава). В звучании при этом не появляется характерной грязной звонкости и «свистючести», оно остаётся чистым.

Тут, кстати, забавная ситуация вышла – в какой-то момент при настройке запустил твитеры в полную полосу и... мидбас они, конечно, отрабатывают скромненько (шутка), но признаков перегрузки на обычной громкости не показали. Твитеры. В полную полосу. Да ну, мистика какая-то. Но факт.

Впрочем, физику не обмануть, и, возвращаясь к реалиям, поднимаю настройку ФВЧ до 2,5 кГц (12 дБ/октава, Бессель), чтобы дать твитеру запас по перегрузке (хотя даже это на самом деле очень низко).

В результате получаем разумный компромисс – мидбасовое звено на 6,5-дюймовых динамиках к отметке 2,5 кГц только-только начинает проявлять направленность, но в откровенно модальный режим ещё не входит. А выше – эстафета уже передаётся твитерам.

В отличие от попыток состыковать 2-полоску на более высоких частотах (скажем, от 3,5-4 кГц и выше) это повышает шансы добиться одинаковой тоналки справа и слева. А отсюда – более правильная тоналка в целом, и, как следствие, легче выстроить звуковую сцену без лишних «танцев с бубнами» и «костылей».

Куда направлять? С ориентацией твитеров долгих поисков не было: оптимально – в сторону слушателей с минимальными разворотами. В зависимости от конкретного салона это либо несимметрично с направлением на водителя, либо «по классике» – в центр салона. При больших разворотах звучание хоть и не приобретает сильного окраса (это плюс), но теряет лёгкость (это минус).

Ну и как звучат-то? Если вам по душе «шёлковое» звучание, то твитеры зайдут. Хорошее сочетание мягкости с разрешением и воздушностью, хотя при этом и на жёстком рокешнике верха в кашу не валят – справляются.

Подача – естественная, в звуке нет звенящего «псевдовоздушного» окраса, как у некоторых, скажем, металлических куполов. Но при этом всё, что нужно, передаётся очень подробно, информация не теряется (если это позволяют усилители, источник и, в конце концов, это тот уровень, когда кабели тоже приобретают значение).

Из наглядного – джаз со всякими колокольчиками-треугольничками-щёточками. К примеру, трек The Oscar Peterson Trio – You Look Good to Me (из подборки CM Cup 2023) или найдите Arne Domnereus – High Life – тоже очень показательный. Инструменты сохраняют тело, не истончаются и не становятся стеклянными или ледяными. Но при этом и послезвучия не затирают и не обрывают. Хорошо, в общем, получается.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Если коротко – когда нужны нормальные шёлковые твитеры высокого класса. Нейтральность и полное отсутствие какого-либо окраса – это раз. Приличное разрешение и проработка деталей – это два. Ну и три – это способность играть достаточно низко по меркам твитеров, что даёт большую свободу в настройке системы. В общем, достойный вариант в том числе и для 2-полосок, когда важно выдержать невысокую частоту раздела полос.

  • Способность забираться низко по частоте (по меркам твитеров)
  • Естественная и комфортная подача верхов
  • Высокое разрешение, могут конкурировать с твитерами подороже

  • Крупные и массивные корпуса



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus