Наука делать динамики
Тест компонентных акустических систем JL Audio C5-650

JL Audio делает отличные сабвуферы. С этим, думаю, спорить будут немногие. А вот что касается акустики, то часто к ней относятся скептически. Признаюсь, до недавнего времени я тоже относился к этому с определённой долей недоверия. Но когда этот комплект довелось изучить детальнее, то всё оказалось куда как интереснее. Мало того, что акустика в очередной раз заставила вспомнить времена, когда системы настраивались не процессорами, а пассивными кроссоверами, так ещё и дала понять, что разработка динамиков – это вообще-то целая наука, а не выбор места для шильдика на китайский ОЕМ.

Конструкция



Пожалуй, не буду долго задерживаться на описании самих компонентов. Главное в акустике этого класса – звучание и настройка, им и уделю основное внимание. Поэтому сейчас отмечу лишь основные особенности.

НЧ/СЧ динамик построен на литой корзине, выполненной в фирменной стилистике JL Audio – с двойными "спицами":



Подвесы диффузора довольно мягкие. Это касается и крупной центрирующей шайбы и особенно гофра.



В осевом отверстии магнитной системы используется корректирующая вставка. Она выполняет функции акустической нагрузки – демпфирует поток воздуха и тем самым влияет на параметры динамика:



Обратите внимание на точки на диффузоре. Мелочь, на которую не каждый обратит внимание, но которая на самом деле говорит об очень тщательном подходе к конструированию динамика:



Это не что иное, как точечное увеличение массы в определённых местах диффузора. Оно позволяет погасить изгибные резонансы, не увеличивая массу подвижной системы. "На коленках" такое точно не спроектируешь, для этого нужны серьёзные измерительные комплексы, которые позволяют отслеживать механические напряжения в диффузоре. Вроде того же Klippel. Ну и, конечно, нужны знания, что с полученными измеренными данными делать. Интересно, а многие ли из нынешних производителей вообще знают о том, что сделать акустику – это не только коммерция, но и наука?

Идём дальше. Кроссовер выполнен в симпатичном и относительно компактном корпусе. При желании его можно спрятать, но с таким внешним видом его не грех установить и открыто:



Настройка производится с помощью джамперов на плате:



Твитеры имеют шёлковый купол диаметром всего 20 мм. У этого калибра есть немало сторонников. В основном из-за того, что такие твитеры легче играют на самом верху своего диапазона. Лично я очень настороженно отношусь к этому калибру, особенно если речь идёт о двухполосных системах – слишком уж часто возникают проблемы с их согласованием с НЧ/СЧ динамиками. Всё всегда зависит от конкретной реализации, так что не буду торопиться, оставлю выводы до прослушивания.



И, кстати, ещё отмечу комплектацию JL Audio C5-650. Такое ощущение, что тут предусмотрели вообще каждую мелочь. Есть даже клеммы для обжима акустических кабелей.



Шильдики с логотипами у JL Audio почти всегда предлагается приклеить самостоятельно. Мало ли какой стороной вы захотите повернуть гриль на динамике.



Прослушивание



Главное условие прослушивания любой акустики, особенно если она из высокой ценовой категории, – её обязательная разминка. Для этого использую "прогревочный" диск Burn-In CD, который идёт с каждым усилителем E.O.S., и диск MDMS System Conditioning and Degaussing CD от Sheffield Lab. В очередной раз имел возможность убедиться в необходимости этой процедуры. При первом включении C5-650 вообще не впечатлили, даже возникла мысль, что акустика явно переоценена, хотел даже отказаться от теста. Но вот после прогрева звучание изменилось, и в первую очередь это касается динамики – появились мелкие детали, заметно улучшилась атака. Тональный баланс стал восприниматься естественнее, звучание в целом стало нежнее и живее. Никакой мистики и ортодоксальной аудиофилии, просто стабилизация механических свойств подвесов.

Исходное положение для прослушивания – как обычно. Боксы под НЧ/СЧ динамики развёрнуты почти друг на друга, позади них – звукопоглощающие маты. По опыту, в таком положении динамики показывают себя так же, как если бы они были установлены в автомобиле. Слушать их при направлении "в лоб" смысла нет. Твитеры – в отдельных держателях, которые можно ориентировать как душе угодно.

Характер звучания, общие впечатления

Первым делом запускаю спокойные треки. Первое, что сразу обращает на себя снимание, – согласование твитеров и НЧ/СЧ динамиков. Это обычно хорошо определяется по вокалу – малейшая нестыковка сразу же приводит к "расслаиванию" голоса на отдельные составляющие, свистяще-шипящие звуки начинают жить своей жизнью. Напрасно я этого опасался, глядя на размер твитеров. Сам факт, что разработчикам акустики удалось избежать этой проблемы, уже радует.

Подача СЧ и ВЧ очень лёгкая, никакой зажатости и "густоты". Акустику не нужно "раскачивать", у неё хороший "быстрый" отклик. Обратил внимание на контрабас, этот инструмент обычно хорошо показывает артикуляцию на НЧ. Разная манера записи на разных треках не просто угадывается, а определяется как нечто естественное.

Кстати, о басе. JL Audio часто ассоциируют с "американским" пониманием баса – плотным, тяжёлым. Да, что касается сабвуферов, то тут, пожалуй, так оно и есть. В случае с JL Audio C5-650 упругая и точная подача НЧ диапазона показалась даже немного неожиданной, больше свойственной для европейских разработчиков акустики. В сабвуферные глубины баса динамики особо не забираются, но на верхнем басе чувствуют себя уверенно, иногда пытаясь даже забираться в средний бас. Срастить с каким нибудь 12-дюймовым сабом можно без проблем.

Включаю что потяжелее. Скажем, звучание последних альбомов ZZ Top, записанных с диким перегрузом, не воспринимается как грязное всё целиком, а чётко слышно, что такой саунд – это задумка самих музыкантов. Звучание ядрёных Rage Against the Machine – Take the Power Back или Amon Amarth – War Of The Gods не сливается в грязную мешанину из звуков. Это тоже может не каждая акустика. Всё же лёгкие диффузоры и мягкие подвесы имеют неоспоримые преимущества.

Но большой минус такой "отзывчивой" и "бестормозной" звуковой подачи – слишком уж становятся слышны косяки звукорежиссуры. А если учесть, что те же рокеры и металисты частенько записываются небрежно, то эта особенность иногда может оказаться даже коварной. Зато треки с качественной и тщательно сведённой по всем канонам записью, напротив, воспринимаются очень легко и комфортно.

Джампер Midrange Presence

О работе джампера Midrange Presence описание говорит лишь в общих чертах – меняет характер звучания на "верхней середине".



Разница при его переключении, действительно, заметна в основном на СЧ. В положении High звучание воспринимается более лёгковесным и чуть менее "насыщенным". Эта особенность легко прослеживается на некоторых струнных инструментах – контрабасе, виолончели. Показателен рояль. Все они как будто теряют свой вес. В низких голосах, кстати, эта легковесность тоже хорошо прослеживается – как будто вокалист записывался чуть дальше от микрофона.

При переключении в положение Low звучание более наполненное, и на прослушивании лично мне этот вариант понравился больше. Но нужно учесть, что звучание в СЧ диапазоне, особенно в 2-полосных системах, сильно зависит от разворота НЧ/СЧ динамика. Так что допускаю, что в машине все три варианта могут оказаться равноценными, обязательно надо пробовать оба.

Джампер Tweeter Level

Навскидку, самым универсальным оказалось исходное положение Ref. При направлении твитеров в сторону слушателей (но не совсем "в лоб") получается приятное ровное звучание с хорошей детальностью на ВЧ.



При переключении в положение "+2 дБ" звучание становится легче и ярче, но не до резкости. Появляются ненужные акценты на шипяще-свистящих звуках, что особенно заметно на голосе. Этот вариант лучше использовать, если твитер приходится устанавливать с сильным разворотом или под плотные штатные сетки. Но так стоит делать лишь в крайних случаях, иначе все способности твитера будут зарезаны на корню.

После небольших экспериментов пришёл к выводу, что твитеры лучше ориентировать в салон с небольшим разворотом. Например, с классической ориентацией в точку между подголовниками или в центр противоположного бокового стекла. При ориентации точно в лоб их звучание всё же может немного "отрываться" от НЧ/СЧ.

Связка с разными усилителями

Как выяснилось, C5-650 охотно демонстрируют характер усилителя, к которому они подключены. Обычно я не акцентирую на этом внимание, оно и так понятно, что вклад в результат вносят все компоненты системы. Но здесь "мониторный" характер акустики и её лёгкий отклик на подаваемый сигнал заставили обратить на это особое внимание.

В тракте побывали чуть ли не все имевшиеся на тот момент усилители с разной звуковой подачей. Например, при подключении к E.O.S. AE-130.4 звучание становилось деликатным, но при этом плотным, насыщенным и каким-то богато-бархатным. При подключении к Korkunoff Audio Master 75.2 в звучании становилось больше "воздуха", но при этом оно "высыхало" и становилось уж очень легковесным.

Интереснее всего, на мой взгляд, акустика показала себя вместе с JL Audio HD 600/4. Наверное, это логично, всё же акустика и усилитель спроектированы в соответствии с одной идеологией (а она, кстати, у JL Audio есть, в отличие от многих). Из всех имевшихся на тот момент вариантов этот оказался самым интересным – очень высокая детальность, лёгкая передача атаки, макродинамика, и при этом без потери "телесности" и "наполненности". Лично для меня эта связка оказалась в приоритете.

Измерения



Для начала отдельно сами динамики:

Импеданс НЧ/СЧ динамика и твитера JL Audio C5-650


ВЧ:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 1,8 кГц


НЧ/СЧ:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 67 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,03
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,0 дБ


Для тех, кто предпочитает поканальное включение, снял АЧХ динамиков без кроссовера:

АЧХ НЧ/СЧ динамика JL Audio C5-650


АЧХ твитера JL Audio C5-650


  • Красная кривая – по оси
  • Синяя кривая – под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – под углом 60 градусов


Всё ровно, без резких всплесков, по большому счёту, придраться особо-то и не к чему. Свобода в настройках ограничивается лишь рамками разумного. Разве что нужно помнить о небольшом размере твитеров и сильно не опускать настройку ФВЧ.

Как работает джампер Midrange Presence

Теперь кроссовер. Как и указано в описании, джампер Midrange Presence влияет на диапазон "верхней середины". Цепь твитера при этом не затрагивается, изменения происходят лишь в цепи НЧ/СЧ динамика.

Импеданс JL Audio C5-650 при разных положениях Midrange Presence


  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика отдельно
  • Синяя кривая – импеданс твитера отдельно
  • Оранжевая кривая – Midrange Presence в положении High
  • Зелёная кривая – Midrange Presence в положении REF
  • Фиолетовая кривая – Midrange Presence в положении Low


АЧХ мидбасового динамика JL Audio C5-650 при разных положениях Midrange Presence


  • Оранжевая кривая – Midrange Presence в положении High
  • Зелёная кривая – Midrange Presence в положении REF
  • Фиолетовая кривая – Midrange Presence в положении Low


Плата кроссовера крепко приклеена к корпусу, поэтому достоверно узнать как реализовано переключение Midrange Presence не было возможности. Но поскольку одна из катушек имеет несколько выводов, с большой вероятностью джампер коммутирует её обмотки, меняя тем самым величину индуктивности в фильтре.

Как работает джампер Tweeter Level

Здесь с аттенюацией всё выглядит привычнее. АЧХ чётко поднимается/опускается в зависимости от установки джампера, импедансная кривая ведёт себя тоже вполне предсказуемо.

Импеданс JL Audio C5-650 при разных положениях Tweeter Level


  • Красная кривая – импеданс НЧ/СЧ динамика отдельно
  • Синяя кривая – импеданс твитера отдельно
  • Фиолетовая кривая – Tweeter Level в положении +2,0 дБ
  • Зелёная кривая – Tweeter Level в положении REF
  • Оранжевая кривая – Tweeter Level в положении -1,5 дБ
  • Голубая кривая – Tweeter Level в положении -3,0 дБ


АЧХ твитера JL Audio C5-650 при разных положениях Tweeter Level


  • Фиолетовая кривая – Tweeter Level в положении +2,0 дБ
  • Зелёная кривая – Tweeter Level в положении REF
  • Оранжевая кривая – Tweeter Level в положении -1,5 дБ
  • Голубая кривая – Tweeter Level в положении -3,0 дБ


Выводы



Главное в этом тестировании было прослушивание. По его результатам сделал несколько выводов. Первый и самый важный из них – это то, что акустика позволяет менять характер звучания в довольно широких пределах. И здесь это не блажь и забава, а мощное средство настройки. По-разному выставляя джамперы на кроссоверах правого и левого каналов, даже в беспроцессорной системе можно вывести более-менее равномерную стереопанораму. Но настройщик при этом должен точно представлять себе, как работает пассивный фильтр. Очень желателен опыт настройки кроссоверов в Pure passive системах, иначе может получиться современная иллюстрация к басне Крылова "Мартышка и очки".

Второй и не менее важный вывод – о связке акустики с усилителями. Если вы где-то услышите, что "JL Audio не поёт", поинтересуйтесь в первую очередь, к чему эта акустика была подключена и какими кабелями. Как оказалось, она слишком явно показывает характер усилителя, а заодно и возможности всего остального тракта. JL Audio C5-650 может многое (поэтому и цена соответствующая), но раскроет себя только в системах по-настоящему высокого уровня.

  • Продуманная и просчитанная конструкция динамиков
  • Кроссовер даёт больше свобод в настройке, чем кажется на первый взгляд
  • Хорошая микро- и макродинамика во всём частотном диапазоне

  • Слишком явно показывает характер остального тракта
  • Не терпит ошибок настройщика
  • Как почти всё хорошее, стоит дорого



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus