Большой сравнительный тест СЧ и СЧ/ВЧ динамиков
Подробно о ESB 3.65 (2,5 дюйма)

Условия тестирования и выводы
BLAM R80
Audison AP 2 MV
ESB 3.65
Morel CCWR254
Ground Zero GZRM 80SQ
Ground Zero GZUF 60SQ-A

Ещё одна новинка нашего рынка, продажи этих динамиков начались у нас только в 2022 году. Принадлежат к серии 3000 Tremila. Трёхполоска из этой серии уже бывала в лаборатории, но она комплектовалась более крупными 3,5-дюймовыми СЧ-динамиками ESB 3.90 (если что, их тоже можно купить отдельно), а модель 3.65 названа в описании именно широкополосной, с заявленным частотным диапазоном до 22 кГц.









Физические размеры. Номинальный размер – 2,5 дюйма. Эффективный диаметр диффузора (по средней линии верхнего подвеса) – 5,3 см. Внешний диаметр фланца – 7,6 см. Монтажная глубина – 3,6 см. Осевого канала в моторе нет, но есть вентиляция с нижней стороны магнитной системы по её диаметру – одна из «визитных карточек» динамиков, разработанных итальянцами из ESB.

Конструктивные особенности. У динамиков очень изящная и аккуратная конструкция с невысокой защитной сеткой, закрывающей фланец с крепёжными отверстиями. Сама сетка плотная (не очень хорошо), но съёмная (а вот это хорошо). Корзина – пластиковая. Обращают внимание непривычно широкий верхний подвес и фазовыравнивающий… хмм… как его назвать-то... пенёк что ли. Диффузор – тонкий и жёсткий прессованный целлюлозный композит.

Магнитная система. Магнит – неодимовый, в описании даже указана марка – N42. Диаметр звуковой катушки – 20 мм. В том же описании указана высота намотки звуковой катушки – 6 мм, и высота магнитного зазора – тоже 6 мм. При этом линейный ход указан +/- 3 мм. Подробностей о внутренней геометрии всего этого дела нет, но цифры выглядят как-то необычно. Посмотрим, как оно в деле.



Измеренные параметры ESB 3.65:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 130 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,60 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,87
  • Qes (электрическая добротность) – 1,18
  • Qts (полная добротность) – 0,95
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,4 дБ




Что по измерениям? Чрезвычайно ровная АЧХ во всём СЧ/ВЧ диапазоне (лёгкий артефакт в районе 2 кГц не в счёт: он погоды не делает), но только по оси. С разворотом отдача на ВЧ заметно спадает. Плюс к этому динамики не любят, когда их зажимают в тесные объёмы и распускают играть слишком низко по частоте. Описание допускает настраивать ФВЧ аж от 200 Гц (12 дБ/октава), но при калибре 2,5 дюйма и их возможностях лучше резать никак не ниже 400 Гц. Казалось бы, сплошные капризы и слишком много условий, чтобы динамики заиграли, но зато вы только посмотрите, какой у них импульсный отклик – ничего лишнего. И это, на минуточку, очень даже хорошо слышно.

А что на слух? Пожалуй, самое кайфовое и нейтральное звучание в этом тесте. Я бы сказал, живое. Очень комфортное и тёплое, слушать можно долго, слух вообще нисколько не утомляется. Но при одном условии – направлять их действительно лучше в сторону слушателей. Шаг вправо, шаг влево – и нет этого волшебства. Звуковая сцена хорошо рисуется в глубину, да и вообще, если при инсталляции не наловить кучу отражений, то можно добиться мягкого, но в то же время «просторного» звучания с хорошим объёмом и наполненностью звуковой сцены.

Как и куда ставить? Ещё раз – разворотов динамики не любят, так что по возможности лучше направлять их в салон. В противном случае просто теряется отдача на ВЧ, и вы не ощутите всей красоты и теплоты, которую могут дать ESB.

Выводы по применимости. Динамики цепляют своим тёплым, комфортным и каким-то даже живым звучанием: слушать с ними вокал и инструментал – просто кайф. Можно смело использовать как СЧ/ВЧ, а если самый верх покажется «темноватым», добавить супертвитеры. Или не добавлять, это уже дело вкуса. Чтобы ESB 3.65 раскрыли возможности, однозначно направлять их в сторону слушателей с минимальными разворотами и ставить исключительно Free Air (ну или просто чтобы было не меньше полутора-двух литров позади динамиков).



Все материалы сравнительного теста:






Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus