Большой групповой тест акустических систем Morel калибра 4 дюйма
Компонентные АС Morel IR-BMW42W

Условия тестирования и выводы
Компонентные АС Morel Virtus Nano Carbon 42
Компонентные АС Morel Hybrid 42
Коаксиальные АС Morel Hybrid Integra 42
Компонентные АС Morel IR-BMW42W
Коаксиальные АС Morel IR-BMW42INT

Это первые динамики Morel для штатной установки в BMW, а буквы IR в модельном индексе означают не что иное как Integration Reference. И первым же делом отмечу их универсальность. В отличие от очень многих производителей, Morel укомплектовали их сменными адаптерами для установки в разные модели BMW – отличное решение, которое оценят многие продавцы и инсталляторы.



Комплектация, конструктивные особенности



В коробке много мелочей, так что в большинстве случаев установка обещает ограничиться принципом «снял-поставил». Кроссоверы выполнены в виде раздельных фильтров для НЧ/СЧ динамиков и твитеров в разрыв провода. И, кстати, это первая на моей памяти акустика, в комплект которой вложен набор пластиковых монтажных лопаток. Как говорится, всё для вашего удобства.



На первый взгляд, может сложиться впечатление, что НЧ/СЧ динамики – это те же Hybrid MW4 MK2: у них одинаковые диффузоры из материала DPC (Damped Polymer Cone, полипропилен с минеральными добавками), те же корзины и та же форма моторов. Но нет, это не так. Они маркируются как Morel IR-42W, и по измерениям тоже показывают совершенно иные характеристики.





Звуковая катушка намотана проводом Hexatech на алюминиевом каркасе диаметром 54 мм. Длина намотки позволяет динамику работать с немалым линейным ходом (без выхода намотки из зазора).





Твитеры в комплекте – Morel IR MT250, они разработаны тоже специально для серии Integration Reference. Сетки – съёмные, перед куполами – небольшие кольцевые элементы, которые играют, скорее, защитную роль. В комплекте – установочные «постели» для штатных мест. Кстати, их рупорная геометрия заставила сделать два измерения – с ними и без них. И, как оказалось, влияние они оказывают весьма существенное.





Измерения и анализ работы динамиков



Если коротко по параметрам, то у IR-42W сильнейшие моторы – даже сильнее, чем у упомянутых Hybrid MW4 MK2. Общая концепция схожа с ними, но эти более лояльно относятся к объёмам, в которых установлены. Поэтому не страшно, если они окажутся слегка поджатыми (в разумных пределах, конечно же).



Заявленные/фактические параметры Morel IR-BMW42W:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 82 Гц / 86 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 2,2 л / 2,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,12 / 2,30
  • Qes (электрическая добротность) – 0,36 / 0,38
  • Qts (полная добротность) – 0,30 / 0,32
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 6,4 г / 6,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом / 2,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность) – 92,0 дБ* / 88,2 дБ**


* - опорная чувствительность, 1 м /2,83 В
** - опорная чувствительность, 1 м / 1 Вт

У НЧ/СЧ динамиков абсолютно гладкая АЧХ с небольшим наклоном, который можно скомпенсировать настройками фильтров. Лёгкую направленность начинают проявлять выше 2-2,5 кГц, но после 4 кГц начинается естественный спад. Твитеры в своём рабочем диапазоне вопросов не вызывают – неравномерности АЧХ небольшие.





Резонансы в подвижной системе и подвесах? Не, не слышал. Ну у твитеров, разве что, совсем лёгонький резонанс наметился чуть выше 10 кГц, но это так, хоть к чему-нибудь придраться.





У НЧ/СЧ динамиков наметился небольшой рост искажений ниже 200 Гц, но, во-первых, совсем небольшой, а во-вторых, динамики всё равно будут использоваться как среднечастотники, а при настройке ФВЧ от 150 Гц всё будет хорошо. К твитерам – никаких вопросов, резкого роста искажений с понижением частоты у них не происходит. Ну разве что на 2 кГц какие-то лёгкие движения третьей гармоники, но до этой частоты их всё равно никто полноценно работать не пустит. А от 3-3,5 кГц они будут работать более чем уверенно (это если решите подключить акустику поканально).





А вот так стыкует полосы пассивный кроссовер из комплекта. Первый график – твитер отдельно, второй график – твитер в «постели» в виде короткого рупора для установки в штатные места. Обратите внимание, как сильно зависит характер ВЧ от окружения высокочастотника.





А что на слух?



Очень сбалансированный по звучанию комплект (честно говоря, в варианте с пассивными кроссоверами он мне понравился даже больше остальных в этом тесте). Чего таить, у Morel не всегда получаются кроссы, которые максимально используют потенциал динамиков, но в данном случае всё сошлось вот прямо как надо. Звучание открытое, лёгкое, при этом ни капли жёсткости и навязчивости или, напротив, замыленности. Как-то естественно на слух ложится. Много деталей, длительные послезвучия, музыкальное пространство «дышит».

Покрутил тестовые боксы, имитируя разные варианты направленности. Под углами характер звучания почти не уплывал, на деле это означает, что от комплекта можно ждать схожего характера звучания в разных автомобилях (где-то твитеры чуть больше развёрнуты в салон, где-то – чуть меньше, серединки могут быть видны под разными углами). Можно зачесть в плюсы.

В частотный диапазон мидбасовых динамиков (вернее, подседельных сабвуферов, поскольку речь вроде как о BMW) особо не лезут. В этом смысле они немного проигрывают Virtus Nano Carbon 42 и Hybrid 42, но нижний СЧ диапазон передают ровно настолько, чтобы их можно было без проблем состыковать с подседельниками не выше 200 Гц. Хорошо держат повышенные уровни громкости и не начинают трепыхать диффузорами, если поддать пожарче.

Коротко по делу



Классная акустика с красивым, дорогим и породистым звучанием. В её характере нет жёсткой колючести, но есть много деталей, так что однозначно достойна источника и усилителя соответствующего уровня. В плюсах – лояльность к углам разворота динамиков, что даёт прогнозируемый характер звучания в разных автомобилях. Лезть в мидбасовую область не пытаются, но, если не оставлять динамики болтаться «на соплях», умеют уверенно звучать на нижней середине, что важно для нормальной стыковки с подседельниками. Хорошо держат повышенные уровни громкости, не сваливаясь при этом в крикливость.



Все материалы сравнительного теста:



Условия тестирования и выводы
Компонентные АС Morel Virtus Nano Carbon 42
Компонентные АС Morel Hybrid 42
Коаксиальные АС Morel Hybrid Integra 42
Компонентные АС Morel IR-BMW42W
Коаксиальные АС Morel IR-BMW42INT

Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus