Движители car audio
Новинки, концепты и немного инсайда с большой дилерской конференции компании "Чернов Аудио"

В первых числах июня прошла ежегодная конференция "Чернов Аудио". Мне всегда интересно бывать на таких встречах, они позволяют не просто быть в курсе последних новинок, но и отследить вектор развития отрасли. А заодно выхватить немного инсайда о будущих моделях. Как всегда, постараюсь коротко изложить самое интересное, что было в этот раз.

День 1. Вводная часть



Обычно такие конференции начинаются с каких-нибудь общих приветствий, но в этот раз с самого начала всё было по делу. Открыл мероприятие Дмитрий Шубин, и в течение обоих дней активно участвовал в докладах, выступая в том числе и в качестве переводчика. На самом деле это был титанический труд, который Дмитрий с честью выполнил.



Сразу был обозначен формат мероприятия – В2В (Busines-to-Busines). То есть, главная задача – довести информацию о новых продуктах именно через специалистов car audio. Это сложная профессия, которая должна сочетать в себе технического специалиста, маркетолога, и если не музыканта, то хотя бы человека, разбирающегося в музыке. Нужно чувствовать рынок и предугадывать, куда он пойдёт в ближайшие годы. Программа была составлена так, чтобы "зацепить" понемногу все связанные темы.

Первая мысль – не нужно оценивать продукты только с точки зрения "дорого/дёшево". Себестоимость складывается не только из материалов, в неё входит в том числе и труд инженеров. Одно дело – заказать на китайской фабрике готовый продукт, наклеив на него свой шильдик (как это делают 99% наших российских брендов), другое дело – разработать что-то своё. Первые могут предложить дёшево, но не могут предложить что-то принципиально новое. Вторые – двигают отрасль вперёд. Впрочем, даже при таком подходе цены даже на топовые компоненты car audio на фоне home audio и portable audio выглядят более чем разумными.

Вторая мысль – куда движется car audio. По сути, всё крутится вокруг штатных систем, которые часто предлагаются по очень большим ценам, не предлагая реального качества (всё ещё верите, что, к примеру, автомобильный Burmester стоит своих денег?). Так что ближайшее развитие, судя по всему, в любом случае пойдёт по пути апгрейда штатных систем.

День 1. Автомобильное аудио JL Audio



Эту часть презентации вёл Виталий Раббот. К сожалению, американцы не смогли приехать на конференцию, хоть их присутствие изначально и планировалось. Но это вышло исключительно из-за визовых проблем. Правда, Стив Турриси, который был в России в позапрошлом году, всё же вышел на связь, записав видео.



За два года, прошедшие с предыдущей аналогичной конференции появились новые серии – это акустика начальной серии JL Audio С1, весьма впечатлившая своим соотношением цена/качество, топовая акустика JL Audio С7 и процессорные усилители JL Audio VXi. Именно этим продуктам и было посвящено основное внимание.



Много говорили про процессоры. У JL Audio интересный и, на мой взгляд, очень рациональный принцип – компания не делает продукты по принципу "всё в одном", а предлагает модульное построение – интегратор FiX (для подключения к штатным ГУ по высокому уровню и восстановления "целого" сигнала) и непосредственно сам процессор TwK для цифровой обработки сигнала.



Много времени в первый день конференции было уделено особенностям настройки процессоров. Причём именно с реальной демонстрацией. Были подготовлены несколько систем, и одна из них позволяла оценить звучание связки JL Audio VXi + C7. При этом активно использовались музыкальные материалы с дисков SQC Club и AMT-Eurasia, которые "Чернов Аудио" традиционно поддерживает.



День 1. Морское аудио JL Audio



Тут самая интересная информация – это анонс новой серии акустики JL Audio M6. Когда появится – точной информации пока нет, но обещают скоро. Из особенностей – новый принцип крепления твитеров на "мостике" перед НЧ/СЧ диффузором, шёлковые твитеры, кроссоверы, которые полностью скрыты в пластиковых элементах, диффузоры из матового полупрозрачного пластика и новая тыльная подсветка Transflective LED Illumination, которая заставляет их равномерно светится. В общем, должно быть круто, ждём.

Образцов пока не показали, но нынешнюю акустику посмотреть и послушать можно было. Молотит знатно, при этом не орёт как истеричка, а звучит действительно громко, чисто и с правильным тональным балансом. Эх, с таким бы звуком "эстраду" делать, а не это вот всё...

Из других "морских" новинок этого года – головное устройство JL Audio MediaMaster 50. Главное отличие от навороченного MediaMaster 100 – уже встроенный усилитель и возможность разрулить одновременно как однозонную, так и двухзонную систему. Ну и цена у него поприятнее.

День 1. Морское аудио Hertz



В третьей части первого дня была представлена "морская" аудиотехника Hertz. Презентацию вёл Лоренцо Кваттрини (менеджер по технической поддержке и маркетингу Elettromedia) и Анжело Рескини (менеджер по работе с ключевыми клиентами).



Анжело приехал в Россию впервые, до этого к нам обычно приезжал Леонардо Фальчетелли, коммерческий директор Elettromedia.



Модельный ряд объявлен мощный, но, как всегда, появляться в продаже всё будет постепенно – корпусная и врезная акустика, усилители, корпусные сабвуферы и сабвуферные динамики для врезной установки. Техника имеет тучу сертификатов и прошла огромное количество испытаний. Похоже, за надёжность можно не волноваться. Одна из моделей акустики уже бывала у меня на тестировании, подход действительно серьёзный.



К слову, очень интересными оказались компактные влагозащищённые усилители Hertz – в сочетании с чувствительной акустикой они давали системе весьма приличный запас по громкости. Хотелось заглянуть за стенд, а нет ли там усилителя покрупнее и помощнее. Неожиданно.



Морские головные устройства Hertz будут чуть позже, но немного – делать на них акцент в Elettromedia не собираются. Связано это, как можно предположить, с сильными позициями по этой части со стороны того же JL Audio. Более того, после закрытия производства мобильного aftermarket компанией Clarion, "морская" тема головных устройств частично отошла как раз к JL Audio. Зачем бодаться с таким гигантом, когда есть более свободные рынки?

"Морской" каталог Hertz 2019 уже готов, но было объявлено ещё об одной новинке, которая появится в нём в лучшем случае только в следующем году (это не точно) – процессорный "морской" усилитель. Пожалуй, первый в своём роде. В Hertz уверены, что специфика транспорта для активного отдыха тоже требует использования процессора. Прототипы были продемонстрированы на выставках METS-2018 в Амстердаме и BOOT-2019 в Дюссельдорфе. Первые отклики публики были положительными, так что работа в этом направлении кипит.

День 2. Автомобильное аудио Hertz



Вначале – небольшой экскурс в историю компании Elettromedia (которая была основана, на минуточку, более 30 лет назад), и о том, как в 1998 году появился бренд Hertz. Не буду вдаваться в подробности, в этой части интересно другое.

Долгое время Elettroedia не афишировали применение при разработке продуктов софта COMSOL Multiphysics и измерительного комплекса Klippel (оба имеют модульную архитектуру, компания постепенно докупала необходимые составляющие). А ведь это, судя по результатам, реально космос. К примеру, софт позволяет ещё на этапе проектирования создавать математические модели и просчитывать их поведение в разных условиях.

К примеру, по этой методике было рассчитано 33 виртуальные модели твитера Audison Thesis TH 1.5 II violino, из них только три превратились в реальные прототипы, и из них путем оценки на комплексе Klippel только один пошел серию. Да, проектировать динамики – это вам не собирать их из однотипных комплектующих подобно обезьянкам – вдруг да получится что-то играющее.

И такой подход определённо дал свои результаты не только в топовой акустике – когда я изучал в прошлом году новые Hertz Cento Pro, всё действительно говорило об очень высоком уровне инженерии. В этом году ждём новую чуть более доступную акустику Cento, которая придёт на смену Energy. Не буду забегать вперёд, но пока всё говорит о том, что это будет бомба (в хорошем смысле). Жду первых образцов на тест.



В целом же структура модельного ряда вырисовывается такой:

  • Mille Legend – топовая аудиофильская акустика
  • Mille Pro – технологии Mille Legend, но в более доступной форме
  • Cento Pro – для молодых продвинутых меломанов
  • Cento – золотая середина, замена популярной серии Energy
  • Dieci – акустика для недорогих инсталляций и апгрейда штаток
  • Uno – просто хорошая недорогая акустика для начинающих


Кто не знает итальянский, небольшая запоминалка: Uno переводится как "один", Dieci – это "десять", Cento – это "сто", а Mille – это "тысяча".

Отдельно стоит серия Hertz SPL Show. В этом году её модельный ряд тоже немного изменился. Тут, пожалуй, особо стоит отметить сабвуферы – появились более доступные модели.



А ещё намекнули на разработку акустики для применения в мототехнике. Будущие модели войдут в категорию, которая в Elettromedia имеет рабочее название SPL Sport.



Ну и, как обычно, рассказали про технологии производства динамиков, про отдельные фичи вроде двусторонней намотки звуковых катушек, особых элементов крепления к центрирующим шайбам, хитрых подвесов и т. д. Лишний раз напомнить не помешало, каждый раз на такие технологии смотришь уже с новой стороны.

День 2. Концепция и новинки Audison



Про Audison начали рассказывать не с продуктов, а с концепций – чтобы представить, куда идёт развитие этого бренда. А идёт оно сразу в двух направлениях. Первое – это серьёзный комплексный апгрейд штатного аудио, но с минимальным вмешательством в автомобиль (концепция Prima). Второе – это построение совсем бескомпромиссных аудиосистем (Voce, Thesis).

Намекнули, что в этом году можно ожидать обновления СЧ динамиков Thesis (прототипы пока не показали). А долгожданные новые версии НЧ/СЧ динамиков и твитеров Thesis на сегодняшний день наконец-то уже доступны.



Часть посвященная Prima из-за нехватки времени получилась немного смазанной (не коснулись акустики для BMW, хотя это для Elettromedia тоже большая тема). Но, опять же, основная идея, что Prima – это самый многочисленный модельный ряд бренда Audison, имеющий слоган "OEM Integrator".

Главная новинка (которая тоже демонстрировалась "живьем"), появившаяся в этом году – это процессорный усилитель Audison Prima Forza AP F8.9 bit. Процессорных усилителей в последнее время стало много, и многие относятся к их выбору исключительно по фактору цены. Типа, "все равно какую купить дрель, профессиональную Makita или дешевую китайскую, сверлить будут одинаково". На деле всё же нет. Процессоры отличаются друг от друга помимо функционала и качества звучания еще и качеством софта. И некоторые из них, проводя аналогию, работают как ручная дрель.

А ещё отметили сабвуферы – компактные модели действительно получились очень удачными. Да и в целом, кто с ними работает, даёт на них весьма положительные отзывы.



Отдельным блоком рассказали о процессорах. Была анонсирована бета-версия софта Audison bit One HD версии 2.0 с целой кучей улучшений – и в части интерфейса, и в части обработки сигнала. При этом неоднократно говорилось слово "платформа". То есть есть надежда, что новый софт ляжет в основу будущего семейства процессорных систем Audison которые сейчас находятся в разработке.



В связи с этим показан прототип обновлённого процессора Bit One HD. С виду он почти не изменится, но утверждается, что архитектура у него полностью переработана по сравнению с нынешним. Когда появится в продаже – пока никакой информации.



Ну и уж раз заговорили об инсайдах, то вот вам ещё один "секретный секрет" – в Elettromedia работают над возрождением легендарной серии SR. Правда, уже на новом уровне – это D-класс со своими хитрыми особенностями.



Учитывая, как показывают себя некоторые современные импульсные усилители, думается, должно получиться интересно. Но появятся новые Audison SR, скорее всего, ещё нескоро, несмотря на то, что прототип уже был показан.



Своими ушами



Если заметили, я несколько раз упоминал про прослушивание разных комплектов систем. Коротко остановлюсь на том, что удалось услышать своими ушами.

Кроме уже упомянутой связки JL Audio VXi + C7 в первый день слушали комплекты Audison Prima Forza + акустика для BMW, а ещё в работе были два демо-стенда с "морскими" системами Hertz и JL Audio.

Во второй день слушали систему на акустике Thesis II. Можно сказать, это была всероссийская премьера комплекта, который приехал из Италии буквально за несколько дней до конференции.



На её основе итальянцы проводят углубленные тренинги для инсталляторов по ОЕМ интеграции и прямо в онлайне показывают как их процессоры "собирают" порезанный штаткой сигнал, как проходит процесс суммирования и деэквализации и т. д. Правда, то, что мы увидели и услышали в этот раз – это от силы четверть от времени полноценной демонстрации с обучением.



Другая система – из бескомпромиссной концепции: с усилителем Audison Thesis, процессорами Bit One HD и источником цифрового Hi-Res сигнала. Тут задача была другой – показать наглядно разницу между обычными фильтрами и FIR-фильтрами, которые стали для многих вожделенным Граалем процессорной настройки. Как говорится, лучше один раз услышать собственными ушами, чем сто раз прочитать на форумах.



Важно было ответить на главный вопрос – а нужно ли оно вообще. Оказалось, нужно, разница в звучании была очень заметной. Всё же фаза – далеко не последнее дело в настройке. В иных случаях, пожалуй, даже решающее.

В перерывах и между делом



Говорить, показывать на стенде и даже что-то слушать в конференц-зале – это ещё половина дела. Для полноты картины демонстрация должна быть "живой". Собственно, для этого на парковке все два дня была возможность послушать технику в реальных инсталляциях – в автомобилях Сергея Бакаева и Виталия Раббота (собраны на JL Audio) и Дмитрия Качаева (собрана на Audison и с сабвуферным звеном JL Audio).



В качестве заключения



Часто приходится слышать слова, мол, "автомобильное аудио уже не то", "миром правят китайцы", "всё решает цена"... К счастью, мир не погряз в дешёвых ОЕМ-продуктах. Новые разработки ведутся, появляются не только новые продукты, но и новые концепции. Чем, собственно, мне всегда нравилась и нравится техника от тех же JL Audio, Hertz и Audison – они не топчутся вокруг готовых решений, а всегда предлагают что-то своё. Причём, делают новые продукты не наобум, а с грамотным инженерным подходом. Как ни крути, а именно такие компании и являются движителями отрасли в целом.



Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus