Трудный выбор
Большой тест восьми 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего»

Этот большой тест задумывался давно, но собрать участников в одно время и в одном месте оказалось непросто. Да и в этот раз кое-кого пришлось пропустить. Но детально разобрать и попробовать восемь сабвуферных динамиков – тоже немало, к тому же на тест ушёл далеко не один день. Впрочем, буду откровенен, получил удовольствие от хорошей техники. Итак, готовьтесь, сейчас будет много букв. А кому не терпится – листайте сразу к выводам.

Первым делом, выражаю благодарность компаниям за предоставленные на изучение сабвуферы: «Алком» (Eton), «Бонанза» (Alpine), «ММС» (Morel, DLS, Ground Zero), «Мобильные Медиа Системы» (RS Audio) и «Чернов Аудио» (JL Audio, Hertz). Список участников сформировался следующим образом. Для ориентира сразу же указываю рекомендованные цены на момент теста.



Как и при прошлом тестировании, я не ставил задачи выявить «хороших» и «плохих». Потому что один покупает саб показывать «резы», другому добротный бас-расколбас нужен, третий тонкие аудиофильские флюиды собирается ловить. А четвёртый и вовсе не знает, чего хочет. В общем, главная задача – определить, что и для чего подойдёт лучше.

Как тестировалось и что измерялось



Первое – это параметры Тиля-Смолла. Их снимал после разминки сабвуферов (аккуратный «мануальный» массаж центрирующей шайбы до устранения характерного хруста и несколько часов разминки на свип-тоне 20-80 Гц с амплитудой около сантиметра или чуть больше). Обычно этого достаточно, чтобы параметры начинали стабилизироваться, их можно было сравнивать с заявленными и приступать к оценке на слух. Если чувствовал, что сабвуфер в целом соответствует заявке, но требует более длительной разминки, дальнейший расчёт проводил по заявленным параметрам или продолжал разминать динамики дальше.

Второе – собственные АЧХ и ФЧХ динамиков (без учёта оформления). Их снимал для понимания резонансов в подвижных системах. В пределах рабочего диапазона обычно всё хорошо, а вот выше по частоте часто бывают всплески, которые могут придавать басу «окрашенность» и усложнять настройку. Графики гармонических искажений в этот раз постарался привести к более наглядному виду.

Третье – моделирование работы сабвуферов в автомобиле. Как обычно, использовал усреднённую характеристику для салонов, выведенную в 1996 году Томом Ньюзеном (американский журнал Car Stereo Review) и подтверждённую экспериментально в начале 2000-х журналом «Автозвук». Практика показала, что методика вполне рабочая.

Четвёртое – прослушивание. Динамики ставились в ЗЯ, объём подгонялся по результатам расчётов. Предварительная оценка возможностей проводилась в лаборатории, для частотного раздела с акустическими системами использовался процессор (артикуляцию и контроль самого саба так вполне можно оценить, подобная методика использовалась ещё в «бумажном» журнале Car&Music). Потом всё это проверялось ещё и в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд, в подлокотник заднего сиденья.

Результаты. Что и в каких случаях выбрать?



Подробный отчёт по каждой модели можно посмотреть, кликнув по названию. А квинтэссенция теста выглядит следующим образом:

Alpine X-W10D4 – редкий представитель могучих сабвуферов, которые, несмотря на брутальность, на удивление музыкальны. Любит погромче и спокойно работает с огромными ходами, но при этом не превращается в тупой насос, дудящий на одной ноте. Я бы выбирал его в тех случаях, когда нужен запас громкости без потери умения играть музыку.

Morel Ultimo Titanium SC 104 – если попросят привести пример классического SQ-сабвуфера, можно смело называть Morel. Станет оптимальным выбором, когда от саба требуется не столько «мясо», сколько максимальная точность и разборчивость.

JL Audio 10W3v3-4 – отличный вариант для стелсов, с ним не нужно заботиться о том, как бы не перекрыть отверстия с тыльной стороны мотора, и не нужно жёстко выдерживать объём корпуса. Не ортодоксальный аудиофил, но жанрово универсален. Не знаешь что выбрать – ставь JL Audio W3, не промахнёшься.

Hertz MP 250 D2.3 – этот саб логично выбрать, когда нужно «обмануть физику». С хорошим усилителем способен на неожиданно могучий, массивный бас, неожиданный для 10-дюймового калибра. При этом достаточно разборчивый и без гудения. И самое ценное, что всё это можно получить в довольно компактном ЗЯ.

RS Audio RS Spirit 10 SVC – внешне скромный, этот динамик из разряда «волков в овечьей шкуре». Не самая тяжёлая подвижка и мягкие подвесы обеспечили ему отзывчивость к малым изменениям сигнала, хотя при этом Spirit способен создать ощущение тяжёлого, массивного баса. Тоже хорошо работает в ЗЯ небольшого объёма, 18 литров ему достаточно.

Eton Force F10 – ни разу не SQ. Это саб для серьёзных громких и SPL-систем – тугой и могучий. Если рискнуть и попробовать его в музыкальном применении, то получается кувалда, выбивающая воздух из грудных клеток. И не скупитесь на моноблок, адекватная мощность для него измеряется не сотнями ватт, а единицами киловатт.

DLS Nordica 10i – хороший универсальный сабвуфер для SQ-систем, но при этом без скучной педантичности и сухости, а с мясным, упругим и при этом разборчивым басом. Хорошо работает на небольшой громкости, но позволяет пошалить, не размазывая при этом бас, а создавая «концертное» ощущение басового удара в грудь.

Ground Zero GZPW 10SQ – очень интересный сабвуфер для SQ-систем. Если смотреть лишь по параметрам, закрыв глаза на всё остальное, то это просто хороший динамик. Но за счёт конструктивных решений у него нет ни грамма «окрашенности», что делает его очень удобным и предсказуемым при настройке готовой системы. Причём фильтры с высокой крутизной будут нужны далеко не всегда, что может оказаться не просто существенным, а решающим достоинством. В общем, награда EISA в своё время получена им не зря.




Подробно о каждой модели:






Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2019 CarMus