Большой тест 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего»
Подробно о сабвуферном динамике ETON Force F10

Условия сравнительного теста и выводы
Alpine X-W10D4
Morel Ultimo Titanium SC 104
JL Audio 10W3v3-4
Hertz MP 250 D2.3
RS Audio Spirit 10 SVC
ETON Force F10
DLS Nordica 10i
Ground Zero GZPW 10SQ

Пожалуй, это самый могучий динамик в сравнительном тесте, который рассчитан явно не на SQ-системы. Тяжёлый, вес больше 21 кг. Очень жёсткий: нижний подвес представляет собой пакет из нескольких центрирующих шайб, причём настолько тугой, что поначалу я вообще подумал – не заклинило ли катушку. Чтобы расшевелить этот саб, однозначно нужен мощный усилитель. Для динамика заявлена RMS мощность 2 кВт, и это выглядит более чем правдоподобно.





При разминке пакет центрирующих шайб поначалу прилично шумел, но с разминкой в течение нескольких часов шайбы хрустеть перестали – всё пришло в норму, параметры стабилизировались и совпали с заявкой довольно точно. Диаметр звуковой катушки – 72 мм (это чуть больше, чем 2,8 дюйма). Общая длина намотки – 54 мм, намотка в 8 слоёв. При этом высота магнитного зазора (фактически, рабочая длина звуковой катушки) составляет внушительные 27 мм, что обещает просто фантастический контроль. Линейный ход, как нетрудно вычислить, – почти по 14 мм в каждую сторону. Может показаться, что для такого брутала можно и больше, но на самом деле это не нужно. Чтобы получить высокое звуковое давление, как известно, нужен не ход, а сила, с которой мотор толкает диффузор. И контроль, который во многом определяется соотношением рабочей дины катушки (той, что находится в магнитном зазоре) к её общей длине. А уж с этим-то здесь всё в порядке. В итоге мотор умеет толкнуть так, что мало не покажется. Иными словами, Eton Force F10 – не жирный насос, а мускулистый силач.


  • Номинальный импеданс – 1+1 Ом
  • Диаметр звуковой катушки – 72 мм (2,8 дюйма)
  • Высота магнитного зазора – 27 мм
  • Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 14 мм
  • Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.


Для таких динамиков ориентироваться на параметры Тиля-Смолла не всегда имеет смысл. Жёсткий подвес обусловил непривычно высокую резонансную частоту и ещё более странный эквивалентный объём. Тем не менее, это сабвуфер, причём хорошо контролируемый во всём частотном диапазоне. Только на этот раз это классика уже не SQ-систем, а SPL-систем. Причём не попсовых «ветродуев», а систем, заточенных на высокие результаты.



Заявленные / фактические параметры ETON Force F10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 80 Гц / 76 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 2,4 л / 2,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,53 / 12,50
  • Qes (электрическая добротность) – 0,69 / 0,66
  • Qts (полная добротность) – 0,65 / 0,63
  • Mmd (масса подвижной системы) – 210 г / 228 г
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 231 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,9 Тл м / 16,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 1,5 Ом / 1,6 (0,8 + 0,8) Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,4 дБ / 84,4 дБ


Уровень искажений, понятное дело, не самый низкий (по крайней мере, в рабочей области частот), но деликатности от SPL-сабвуфера особо никто и не ждал. Правда, чрезмерно большими искажения я бы тоже не назвал. Собственная АЧХ динамика выглядит непривычно, но нужно понимать, что в конечном итоге всё будет решать оформление.





Описание рекомендует два варианта корпусов – ФИ объёмами 60 и 90 литров. Для «маленького» рекомендуется порт на 43 Гц. А для большого (на это раз без кавычек) рекомендуется настраивать порт в пределах 45-50 Гц. В принципе, как и ожидалось для такого саба, объём влияет на величину отдачи, а настройка порта – на частоту пика отдачи.



Какой вариант выбрать в том или ином случае – решаться должно индивидуально, в зависимости от задач. Ясно лишь одно, для Eton Force F10 главная задача – это максимальная контролируемость усилителем и максимальное звуковое давление.




Все материалы сравнительного теста:






Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus