Большой тест 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего»
Подробно о сабвуферном динамике JL Audio 10W3v3-4

Условия сравнительного теста и выводы
Alpine X-W10D4
Morel Ultimo Titanium SC 104
JL Audio 10W3v3-4
Hertz MP 250 D2.3
RS Audio Spirit 10 SVC
ETON Force F10
DLS Nordica 10i
Ground Zero GZPW 10SQ

«Третья» серия JL Audio – практически классика сабвуферных динамиков, середина модельного ряда, и к тому же Built in USA. Это уже третье поколение, о чём говорит «v3» в названии. В данном случае в лаборатории оказалась 4-омная модель, но есть ещё 2-омная и 8-омная. Динамик построен на стальной штампованной корзине, но отнюдь не дешёвой, это чувствуется, когда берёшь динамик в руки. За счёт формы и качественного толстого металла она абсолютно лишена резонансов, получилось не хуже литья. Диффузор – составной, со сферическим лицевым элементом. Материал диффузора – полипропилен.





Подводящие проводники от клемм к звуковой катушке выполнены обычными поводками, но диффузора не касаются даже при большом ходе. Длина выверена точно, да и вообще динамик сделан с вниманием к мелочам (как-то давно я рассказывал о производстве JL Audio, подход к мелочам тут действительно редкий, куча патентованных решений). Катушка крепится к нижней части диффузора через переходное кольцо. Её диаметр – 50 мм (2 дюйма). Высота магнитного зазора – 8 мм, линейный ход диффузора – по 14 мм в каждую сторону. Магнитная система без осевого отверстия, так что корпус можно делать неглубоким и упереть динамик мотором в заднюю стенку. Удивительно, но при такой конструкции даже при большом ходе абсолютно не возникает струйных шумов, хотя из окон под фланцем центрирующей шайбы при разминке динамика дуло неслабо (к слову, на принцип вентиляции мотора тут тоже имеется патент).


  • Номинальный импеданс – 4 Ом
  • Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
  • Высота магнитного зазора – 8 мм
  • Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 14 мм
  • Рекомендованная RMS мощность усилителя – 150-500 Вт на 4 Ом


После «мануального массажа» центрирующей шайбы и пары часов разминки на свип-тоне 20-80 Гц измеренные параметры совпали с заявленными до неприличия точно. Не знаю, то ли производителя похвалить, то ли самому похвалиться этим, но такую предсказуемость, определённо, можно считать плюсом. Подвижка не самая тяжёлая в этом тесте, подвесы мягкие. Рекомендация использовать усилители с мощностью 150-500 Вт (на 4 Ом, естественно) выглядит логичной.



Заявленные / фактические параметры JL Audio 10W3v3-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 32 л / 32 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,02 / 6,94
  • Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,50
  • Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 128 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ / 84,8 дБ


Гармонические искажения в рабочей области частот невысокие, более-менее заметный рост наблюдается лишь ниже 40 Гц, но и то в умеренных пределах. На АЧХ есть небольшой горб в районе 800 Гц (возможно, особенность составной конструкции полипропиленового диффузора, но утверждать не берусь), но это уже за пределами рабочего диапазона сабвуфера.





Производитель рекомендует ЗЯ 18 литров и ФИ 32 литра с портом на 32 Гц. Что касается ЗЯ, то жёстко вымерять объём нет необходимости, динамик будет отлично работать, если сделать корпус чуть меньше или больше. А вот с ФИ немного интереснее. По расчётам весь пар должен уйти ниже 40 Гц, что не всегда можно считать плюсом. Но если сделать корпус по рекомендациям, с узким и длинным щелевым портом, то на деле получится что-то среднее между ЗЯ и ФИ – бас получится достаточно глубоким для 10-дюймового калибра, но при этом не превратится в гуделку, а сохранит музыкальность и жанровую универсальность.



По звучанию – действительно классика в лучшем смысле этого слова. Хорошо отзывается на небольшие изменения сигнала и умеет, когда нужно, «дать стране угля». Абсолютно никаких жанровых предпочтений – от яростного рока до транса с плотным басовым ударом. Хотя на роке, может, удар не такой жёсткий, как у некоторых других участников теста, но бас в любом случае энергичный. А ещё я бы отметил чувствительность к настройке стыка с фронтальной акустикой. Эдакий скульптурный пластилин в мире акустики – настройками можно «лепить» характер баса в очень широких пределах.




Все материалы сравнительного теста:






Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus