Большой тест 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего»
Подробно о сабвуферном динамике Morel Ultimo Titanium SC 104

Условия сравнительного теста и выводы
Alpine X-W10D4
Morel Ultimo Titanium SC 104
JL Audio 10W3v3-4
Hertz MP 250 D2.3
RS Audio Spirit 10 SVC
ETON Force F10
DLS Nordica 10i
Ground Zero GZPW 10SQ

Ещё один участник с защитным грилем в комплекте. Диффузор – жёсткий слоёный сэндвич из прессованной целлюлозы и лицевого слоя из плетёного углеволокна. Диффузор цельный – центральный колпак выполнен не отдельным элементом, а отформован как единый элемент с самим конусом. Верхний подвес имеет профиль с плавным переходом от подвижной части к конусу.





Магнитная система обращённая, неодимовый магнит расположен внутри огромной звуковой катушки. Диаметр катушки – 130 мм (5,1 дюймов). Её каркас – титановый, что нашло отражение в названии серии. Намотка – алюминиевым проводом в два слоя. Высота магнитного зазора 12 мм при общей длине намотки 31 мм. Нехитрыми вычислениями получаем линейный ход по 9,5 мм в каждую сторону – для SQ-сабвуфера более чем достаточно. Зато контроль при таких пропорциях получается просто отменный. Большой осевой канал магнитной системы защищён сеткой (вернее, это отверстия в цельной корзине, охватывающей всю магнитную систему). При разминке динамика обнаружились небольшие аэродинамические шумы от неё, и ещё немного шумновато «дует» от боковых отверстий в каркасе катушки. С лицевой стороны, понятное дело, тишина полная.


  • Номинальный импеданс – 4 Ом
  • Диаметр звуковой катушки – 130 мм (5,1 дюймов)
  • Высота магнитного зазора – 12 мм
  • Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 9,5 мм
  • Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.


По правде говоря, когда-то к Morel были вопросы насчёт повторяемости параметров, но, судя по результатам измерений, это время прошло. Или мне просто повезло (что вряд ли, поскольку это не демонстрационный образец, динамик брался из обычной коммерческой партии). По крайней мере, у экземпляра, попавшего в лабораторию, с попаданием в заявку никаких проблем. Разве что мотор чуть посильнее обещанного, но и то в рамках допустимого разброса. Подвижная система – не пушинка, но всё же достаточно лёгкая, особенно учитывая размер катушки. Подвесы мягкие. Учитывая, что и геометрия намотки здесь весьма интересная (высокое соотношение рабочей длины намотки к её общей длине), всё вместе это обещает хорошую артикуляцию и проработку деталей в НЧ диапазоне.



Заявленные / фактические параметры Morel Ultimo Titanium SC 104:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 29 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 55 л / 44 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,58 / 5,22
  • Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,48
  • Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,44
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 111 г / 118 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,0 Тл м / 12,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 85,5 дБ


Уровень искажений умеренный. АЧХ простирается достаточно высоко для сабвуфера, что можно рассмотреть двояко. С одной стороны, это хорошо, говорит об отзывчивости сабвуфера. С другой – это придётся учитывать при настройке. Ярко выраженных резонансов в подвижной системе нет.





Производитель рекомендует ЗЯ объёмом от 13 до 30 литров (принцип – «ставьте куда хотите»). По результатам расчётов и прослушиваний я бы делал корпус ближе к 25 литрам. Для ФИ рекомендация более конкретная – 29 литров с портом, настроенным в районе 30-32 Гц, по нему вопросов никаких.



Вот не люблю я словосочетание «быстрый бас», но тут оно хорошо описывает субъективные ощущения. Контролируемость усилителем и, соответственно, разборчивость и артикуляция действительно отличные. Понравилось, что сабвуфер нормально прорабатывает нюансы на небольшой громкости (тяжёлые и тугие сабы обычно «просыпаются» лишь с повышением громкости). По характеру что-то среднее между аудиофильской сухостью и басом с «мясцом». Хотя, пожалуй, к первому всё же ближе.




Все материалы сравнительного теста:






Еще немного свежих материалов:
Другие интересные статьи в рубрике
2015-2024 CarMus